Газета,
которая объединяет

Нотная грамота

Обнародована музыкальная программа третьего Платоновского фестиваля искусств
Рубрика: Культура№ 132 (1560) от
Автор: Оксана Мишина

В том, что Международный Платоновский фестиваль искусств утвердился в негласном статусе главного культурного события года, сомнений, кажется, не осталось ни у кого. Немудрено, что внимание воронежской прессы к форуму – повышенное. И, что отрадно – не без взаимности: журналисты оказались первыми, кому директор фестиваля Михаил Бычков сообщил новости грядущего праздника, третьего по счету.

Сначала – о сроках: в 2013-м Международный Платоновский пройдет с 3 по 15 июня. Формирование большой фестивальной программы – в разгаре, однако некоторые ее «пункты» уже определены окончательно. Как наиболее полный охарактеризовал Михаил Владимирович музыкальный вариант этого, скажем так, документа, который и предложил нашему вниманию.

Из лагеря – на пьедестал

Основные события будут происходить в помещениях филармонии и театра оперы и балета. Откроется и закроется фестиваль мероприятиями именно музыкальной программы.

– Мне кажется, нам удалось собрать программу, беспрецедентную по уровню исполнителей, – считает Бычков. – Планируем показать несколько солистов-инструменталистов: как всегда, это – в смысле инструментов – фортепиано, скрипка и виолончель. Также выступят два камерных ансамбля – квартет и октет, и три больших оркестра. Два из них традиционно наши, воронежские – молодежный симфонический оркестр и академический симфонический оркестр филармонии. Еще один коллектив – приглашенный. Есть у нас еще и такая замечательная вещь, как вокальное искусство; надеюсь, будем это направление развивать и дальше.

Стартует фестиваль 3 июня в театре оперы и балета – концертом, посвященным 200-летию Верди, которое мир отметит в будущем году. Воронежцам обещана незабываемая встреча с итальянским сопрано Барбарой Фриттоли. Выдающаяся певица представит шедевры оперной классики; споет она в сопровождении Воронежского академического симфонического оркестра под управлением Владимира Вербицкого. Есть критики, которые именно Барбару Фриттоли называют самым знаменитым вердиевским сопрано наших дней. Прежде певица выступала в России лишь дважды – по приглашению руководства Мариинки и лично Башмета, на его фестивале. Но Верди – свой конек! – в нашей стране она не пела никогда.

6 июня в филармонии выступит еще одна звезда мировой величины – экстравагантный (в смысле сценической экипировки) израильский виолончелист Миша Майский. Прозвучат концерт для виолончели с оркестром Антонина Дворжака, пьеса немецкого композитора Макса Бруха «Кол нидрей» на тему еврейских литургических мелодий и «Весна священная» Игоря Стравинского. Символична (для нашей страны) биография Майского. Родился будущий элитарный музыкант в Риге, учился в ленинградской консерватории. Занимался у Мстислава Ростроповича, становился лауреатом конкурса Чайковского. А потом, в семидесятом году – ложный донос, трудовой лагерь под Горьким. Долгие месяцы какой-то там повинности, после чего – закономерная эмиграция в Израиль, блестящая музыкальная карьера, признание вселенского масштаба…

Предстоит переживание

Продолжит музыкальную программу еще один победитель конкурса Чайковского, виртуозный пианист Борис Березовский. 8 июня в филармонии маэстро, которого критики называют «новым Рихтером», а зарубежные журналисты характеризуют как человека «с огромной артистической властью», исполнит сказки Николая Метнера, прелюдии Сергея Рахманинова и Концерт №2 для фортепиано с оркестром Иоганнеса Брамса.

На следующий день восемь солистов Берлинского филармонического оркестра (лучшего, к слову, в Европе) предложат слушателю октет ми-бемоль мажор немецкого романтика Феликса Мендельсона и струнный секстет «Просветленная ночь» – последний ноктюрн XIX века, написанный основоположником новой венской школы, музыкальным авангардистом Арнольдом Шенбергом.

Концерт одного из лучших камерных ансамблей мира под названием «Копельман-квартет» (Великобритания) – в афише на 10 июня. Основал коллектив в 2002 году американец, вышедший из России, Михаил Копельман (первая скрипка), который до того на протяжении 20 лет был лидером квартета Бородина. Две скрипки, альт, виолончель; это должно звучать очень красиво. В программе – струнные квартеты Шуберта, Шостаковича и Пендерецкого; произведение последнего, современного польского классика, Воронеж услышит впервые.

11 июня на очереди – скрипичный концерт. Совместно с молодежным симфоническим оркестром в филармонии выступит Юлиан Рахлин, представляющий Австрию. Знаменитый скрипач и не менее прославленный альтист, нередко берущий в руки еще и дирижерскую палочку, как солист сыграет Второй скрипичный концерт Шостаковича, посвященный Давиду Ойстраху, а продирижирует лиричную – так называемую «Итальянскую» – симфонию №4 Феликса Мендельсона.

– Лично я испытываю огромное удовольствие, когда слышу этого артиста, – признался директор фестиваля. – Считаю, что в нем – колоссальное количество эмоций и энергии. Мы с вами за последнее время увидели немало замечательных музыкантов – и техничных, и глубоких, и темпераментных. Но уверен, что даже на столь интересном фоне выступление этого человека станет событием – судя по качеству музыкального переживания, которое нам предстоит.

Губернаторский внук

12 июня нам предложат эксперимент. Государственный академический Воронежский русский народный хор имени Массалитинова попробует спеть «Фольклор платоновских лет». Понятно, что коллективу для этого придется, во-первых, расширить привычный репертуар до непривычного. Во-вторых – подкорректировать, скажем так, стиль. Выполнимая ли задача поставлена? Прогнозы делать не берется никто. Ясно одно: хватило бы у наших хористов вкуса и такта сохранить аутентичность народной музыки заданного времени, не стилизуя ее под каноны сегодняшней «народной» сцены. А материала – хватит, безусловно. От народных-хороводных до городского романса и «агиток» зари советской власти... Скорее всего, этот концерт будет бесплатным.

Второй «пробный шар» – представление князя Андрея Волконского (по материнской линии – внука воронежского губернатора Петкевича, расстрелянного в Петербурге). Концерт-портрет в память выдающегося русского композитора, органиста, пианиста, клавесиниста и дирижера (1933 – 2008) – жанр вечера, анонсированного на 14 июня. Исполнитель – ансамбль «Студия новой музыки» под руководством Владимира Тарнопольского, известный меломанам города по выступлению на первом Платоновском фестивале. На сей раз мы услышим малознакомые россиянам вещи – «Сюиту зеркал» для голоса и ансамбля на стихи Гарсиа Лорки и другие. Надо думать, современности эти произведения чужды: знаток старинного репертуара Андрей Волконский известен как основатель ансамбля «Мадригал» – первого российского коллектива, исполнявшего музыку средневековья, Возрождения, барокко. Волконский считается основоположником советского авангарда 50-х годов.

14-го же июня, несколько позднее, реализуется проект «Фестивальная ночь». Его центральное событие – концерт в Рамони, также ставший традиционным. Концертной площадкой станет парк Рамонского замка, а концерт будет тематическим, посвященным творчеству одного композитора – аргентинца Астора Пьяццоллы. Его произведения исполнят два зажигательных импровизатора – виолончелист Борислав Струлев и баянист-виртуоз Айдар Гайнуллин. Первый, выпускник консерватории в Манхэттене, много лет живет в США, выступает по всему миру. Гайнуллин – обладатель премии «Ника», автор музыки к фильму «Эйфория» Вырыпаева и многим другим, стипендиат фонда Ростроповича.

Подпитка для искусств

15 июня – два заключительных музыкальных события фестиваля. Все та же «Студия новой музыки» представит концерт «Чевенгур» с подзаголовком «музыка прозы Андрея Платонова». Прозвучат произведения современных российских композиторов: Галины Уствольской, Александра Вустина, Дмитрия Курляндского, Владимира Тарнопольского. Не исключено, этот ряд будет продолжен именем кого-то из воронежских сочинителей.

– Считаю, что наша работа по продвижению творчества Платонова в качестве подпитки для смежных искусств тоже найдет своих почитателей, – говорит Михаил Бычков. – Постараемся сделать так, чтобы цены на «Студию новой музыки» были очень демократичными – с тем чтобы привлечь людей молодых. Тех, которым действительно надо как-то пробиваться к подобным вещам.

На закрытие фестиваля приглашен Российский национальный оркестр под управлением народного артиста РСФСР, лауреата четырех Государственных премий России Михаила Плетнева. В театре оперы и балета один из лучших симфонических коллективов мира, с которым выступают лучшие дирижеры современности, исполнит музыку из балета «Времена года» Александра Глазунова и симфонию №9 Дмитрия Шостаковича – и это только часть программы оркестрантов, которая еще будет дополнена.

Резюме, таким образом, впечатляющее: фестивальный Воронеж ждут одиннадцать событий с участием музыкантов экстра-класса. К концертам мировых знаменитостей прибавятся бесплатные уличные мероприятия, специальные молодежные акции и проекты.

Что касается других программ – частично есть информация о литературной и театральной. Так, вновь пройдет Книжная ярмарка – безусловная удача второго Платоновского. Возможно, она передислоцируется (с главной площади на Советскую); согласие на участие уже подтвердили 36 независимых российских издательств. В их числе – новые представительства Москвы и Санкт-Петербурга. Впервые в истории книжных ярмарок планируется представить объединенный стенд музыкальных издательств России.

Что касается театра – Платоновский форум продолжит сотрудничество с Международным театральным фестивалем имени А.П. Чехова. Уже подписано соглашение о показе в Воронеже трех спектаклей из программы XI Чеховского фестиваля.