Газета,
которая объединяет

Я бы в слесари пошел…

Как восполнить существующий в регионе дефицит рабочих кадров
Рубрика: от
Автор:

Эта тема стала главной на прошедшем заседании Координационного совета по социальной политике при губернаторе области. Участники встречи отмечали, что сегодня складывается ситуация, когда потребности производства в высококвалифицированных рабочих намного выше, чем готова предложить существующая система профессионального образования.

К тому же методология подготовки в ней кадров существенно отстает от требований времени, и большинство молодых рабочих приходят на производство лишь с базовыми знаниями. Современное оборудование, в том числе с программным управлением, требует от обслуживающих его людей более глобальных теоретических и практических навыков. Ведь при переходе российской экономики от экспорт­но-сырьевого к инновационному типу развития ведущим фактором роста должен стать именно человеческий потенциал.

Тотальный дефицит

Проводивший заседание Совета первый вице-губернатор Владимир Попов отметил: прежде всего власть должна получить реальную и научно обоснованную информацию о том, какие профессии и в каком объеме будут востребованы в перспективе различными направлениями экономики и социальной сферы региона.

– В 2012 году в области было выпущено 21,1 тыс. квалифицированных рабочих и специалистов, кроме того, из числа взрослого населения обучено 2,4 тыс. человек, – сказал Владимир Попов. – О том, что этого недостаточно, свидетельствует острый дефицит квалифицированных кадров на целом ряде промышленных предприятий. Но сколько конкретно рабочих и по каким специальностям мы должны готовить? Думаю, ответ надо искать совместными усилиями власти и бизнеса.

Как утверждает руководитель департамента экономического развития Анатолий Букреев, в рамках указа президента «О долгосрочной государственной политике» к 2018 году в нашей области должно быть создано или модернизировано 200 тыс. новых рабочих мест. И это в дополнение к уже существующему в регионе дефициту кадров.

В свою очередь президент Торгово-промышленной палаты области Юрий Гончаров заявил, что возглавляемая им структура готова взять на себя отраслевой мониторинг потребностей работодателей, оперативно предоставляя информацию в департаменты труда и образования.

С докладом о том, что делает власть, чтобы выстроить образовательный процесс в соответствии с реальными требованиями времени, выступил руководитель департамента образования, науки и молодежной политики области Олег Мосолов.

– Впервые в регионе осуществлена координация действий исполнительных органов государственной власти для оценки наличия трудовых ресурсов, в том числе и с учетом демографических изменений, – отметил он. – Составляется прогноз занятости населения по видам деятельности и специальностям, выявляются перспективные направления развития рынка труда. И на этой основе появилась возможность формировать государственное задание на подготовку рабочих кадров и специалистов в учреждениях профессионального образования. В области заключено около 200 договоров о социальном партнерстве. На базе предприятий и организаций постепенно начали создаваться условия для производственного обучения и производственной практики учащихся.

Первые сдвиги

Важнейшим этапом модернизации региональной системы профессионального образования стало создание ресурсных центров профессиональных квалификаций. Для машиностроительной отрасли – на базе Воронежского государственного колледжа профессиональных технологий экономики и сервиса, для самолетостроения – на базе Воронежского авиационного техникума, для химической отрасли – на базе профессионального лицея №4 г.Воронежа, для АПК – на базе профлицея №39 г.Бутурлиновки. Совместными усилиями педагогических коллективов образовательных учреждений и работодателей создается учебно-материальная база ресурсных центров, разрабатываются программы для профессиональной подготовки, отвечающие требованиям современного производства.

Впрочем, как отметили в ходе обсуждения доклада члены Совета, в системе начального и среднего профессионального образования существует целый ряд принципиальных проблем. В частности, в условиях тотального недофинансирования системы устарела материально-техническая, лабораторная база и инфраструктура большинства учреждений. Крайне сложная ситуация с кадрами мастеров производственного обучения. Наиболее квалифицированные из них перешли на другую работу из-за низкой зарплаты. При этом средний уровень профессиональной подготовленности специалистов, оставшихся в системе начального профессионального образования, невысок. Прекратилась практика направления высококвалифицированных рабочих предприятий для работы в качестве мастеров.

И кроме всего прочего, как отметил председатель областного совета профсоюзов Алексей Овчинников, необходимо решить и еще одну принципиальную проблему – повысить престиж рабочих профессий. До тех пор, пока трудиться за станком будет «не модно», серьезного притока квалифицированных и талантливых молодых людей в производственную сферу ждать не приходится.