Газета,
которая объединяет

«Лучше, чем в целом по стране»

Алексей Гордеев – о промежуточных итогах и стратегических планах
Рубрика: от
Автор:

У ставших уже регулярными встреч губернатора Алексея Гордеева с ведущими журналистами-аналитиками есть несомненный плюс: в режиме реального времени появляется возможность задать главе региона любые интересующие вопросы. И уже судя по самим вопросам, а тем более ответам, можно смело делать срез интересов общества в определенный период.

Понятно, что приближение Нового года на позавчерашнюю встречу наложило свой отпечаток. Отпечаток желания подвести предварительные итоги года уходящего и наметить планы на год грядущий.

Языком цифр

Итак, для начала немного статистики.

По словам Алексея Гордеева, индекс промышленного производства в Воронежской области по итогам года составит примерно 130%. Аналогичный показатель по Российской Федерации – 103%, соответственно, по темпам производственного роста мы опережаем страну в 10 раз. Особенно хорошо на фоне общероссийских результатов выглядит показатель в сельскохозяйственном производстве – 104,7%. Страна дала в этом плане показатель худший, нежели в прошлом году – всего 97%.

– Радует, конечно, не то, что в стране индекс ниже прошлогодних показателей, – пояснил Алексей Васильевич. – Главное – нам удалось выполнить свои обязательства перед Москвой, что в будущем даст нам право дополнительного участия в различных федеральных программах.

Средняя реальная заработная плата (с учетом инфляционных процессов) в области составит 113% по сравнению с прошлым годом. По стране этот показатель равняется 109%. Уровень безработицы в регионе – 1%, что является лучшим результатом за последние 20 лет.

Интересны данные по валовому региональному продукту. По итогам года его объем составит 445 млрд руб., или 112,6% от уровня докризисного 2008 г. Здесь воронежские темпы восстановления экономики опережают общероссийские в три раза (103,7%).

– Главная наша задача – войти по основным социально-экономическим показателям в тридцатку лучших регионов России, – сказал глава области. – Для этого нам необходимо сохранить заданные темпы на будущий год, что будет сделать достаточно проблематично: тяжело каждый раз что-то плюсовать к изначально высокой базе. А ведь за последние 3,5 года мы подняли уровень промышленного производства в полтора раза.

Аграрная панацея

Разумеется, у журналистов возник вопрос: как удалось сохранить положительную динамику в развитии сельского хозяйства, когда страна в целом продемонстрировала «минус»?

– Сельское хозяйство – очень зависимая от погодных условий отрасль, – объяснил губернатор. – В этом году они были хуже прошлогодних, соответственно, растениеводство дало меньший эффект. Мы же сделали основой своего аграрного комплекса животноводство.

С помощью развития животноводства Воронежская область, считает Алексей Гордеев, решает не только сугубо экономические задачи, но и возрождает комплексное функционирование и развитие сельской территории. Ведь без животноводства работа на селе приобретает сезонный или вахтовый характер. В нашем же регионе не просто было возрождено животноводство – область диверсифицировала животноводческую деятельность. Мы сегодня получаем и мясо (говядину, свинину, мясо птицы), и молоко, и яйцо. Кроме того, возрождаем программу мелиорации, чтобы снизить зависимость от погодных условий. Поэтому есть все основания полагать, что наметившаяся положительная тенденция сохранится и в последующие годы.

– Надо понимать, что животноводство, несмотря на всю его перспективность, имеет тоже достаточно высокую степень рисков, – говорит глава региона. – И быстрой окупаемости от него ждать не следует. Например, достижение ощутимого экономического эффекта по молоку начинается после пяти лет работы, а по мясу (прежде всего по говядине) – после десяти. Есть много вопросов с ценообразованием, с реализацией продукции – их нужно решать уже на уровне страны.

Не допустить остановки

Говоря же о развитии промышленности в регионе, губернатор отметил, что сделать в этой сфере предстоит еще очень много. С одной стороны, да, появляются новые предприятия, которые фактически с момента открытия начинают работать на имидж и экономику области. Например, в 20-х числах декабря будет запущен один из крупнейших российских цементных заводов в Подгоренском районе. Или Масловская промышленная зона, где имеется уже 12 резидентов, которые будут производить самую разноплановую продукцию: от трансформаторов до лекарственных препаратов.

В то же время есть ряд предприятий, работе которых требуется постоянная помощь областного правительства. Прежде всего, конечно, речь идет об ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество».

Области удалось приблизить на два года закупку самолетов Ан-148 для нужд Министерства обороны. Сформирован портфель заказов на машины Ил-96 для управления делами президента РФ и Минобороны, Ан-148 для различных государственных заказчиков.

– Конечно, хотелось бы увидеть ВАСО в некой стратегии развития российского авиапрома России – с пониманием того, какую роль он будет в нем играть, как будет взаимодействовать с другими авиационными предприятиями, – сказал Алексей Гордеев. – Понятно, что еще с советских времен воронежский авиазавод был экспериментальной площадкой, которая специализировалась на производстве новых машин, но мы бы хотели, чтобы предприятие имело и производство серийных моделей, которые приобретали бы как государственные заказчики, так и частные авиаперевозчики.

Впрочем, ОАО «ВАСО» – отнюдь не единственное предприятие, работа которого находится под пристальным вниманием правительства области. Сегодня, например, оно приковано к «Евдаковскому МЖК», имеющему определенные сложности с кредиторской задолженностью. Губернатор пояснил, что цель правительства – не допустить остановки производств. Именно поэтому пришлось в свое время вмешаться в ситуацию на Воронежском шинном заводе, Семилукском огнеупорном заводе. В результате шинный завод сегодня имеет серьезного инвестора (всемирно известного производителя шин Pirelli), который организует на воронежской площадке не только производство, но и центр дистрибуции. Теперь все шины, поступающие в Россию из-за рубежа, будут проходить через Воронеж, что даст дополнительные налоговые отчисления в регион.

Высказался Алексей Васильевич и по поводу финансовых сложностей МКП «Воронежская теплосеть». По его словам, сюда обязательно нужно привлекать инвестора. Форма муниципального предприятия неэффективна, она не позволит привлечь серьезные инвестиции в его модернизацию и перевооружение. Частному же инвестору, который будет отвечать и перед властью, и перед населением, придется это делать, чтобы обеспечить бесперебойную работу оборудования и сетей и, соответственно, собственную прибыль.

Никелированная политика

Промышленного производства отчасти касался и блок вопросов, связанных с перспективной разработкой никелевых месторождений в Воронежской области. Отчасти – потому что в нынешней ситуации он больше относится к области политики, нежели экономики. Поэтому и первый вопрос по теме был скорее политическим, нежели экономическим, и касался вступления Воронежской области в межгосударственное образование «Донбасс».

– В Европе создание подобных образований из соседних регионов, относящихся к различным государствам, – вполне обыденное явление, – пояснил Алексей Васильевич. – Мы вступили в серьезную экономическую формацию, которая с нашим появлением будет насчитывать 13 млн жителей. Это позволит нам упростить ряд внешнеэкономических процедур, что поможет нашему бизнесу, особенно малому и среднему. Плюс ко всему – послужит восстановлению культурных связей, имевшихся во времена Советского Союза. Ну а если брать Ростовскую область, то с ней мы имеем самую протяженную административную границу и давно сотрудничаем по различным направлениям.

Что же касается перспектив возможной разработки никелевых месторождений, то губернатор сообщил, что областное правительство не подписывало никаких соглашений ни с победителем конкурса на освоение месторождений – Медногорским медно-серным комбинатом, ни с его головной компанией – УГМК. Глава региона не исключил возможности встречи с руководством уральского предприятия (переговоры со всеми потенциальными крупными инвесторами входят в круг полномочий первого лица региона), но отметил, что разработка будет проводиться только при понимании ее сути жителями региона и одобрении ими данного проекта.

– Надо понимать, что Воронежская область – цивилизованный регион, у которого может быть своя позиция по этому вопросу, – сказал Алексей Гордеев. – Не исключено, что эта позиция может расходиться с планами отдельных инвесторов и даже федерального центра. Но мы должны говорить о ней открыто, отстаивать ее, опираясь на мнение общественности.

Строй – не хочу

Еще одной темой, имеющей явный политический подтекст, явилось развитие строительства в Воронеже и области. Больше – в Воронеже. И в основном – социального. Журналистов удивил тот факт, что инвесторы, получившие под застройку бывшие земли ВГАУ, сегодня говорят о невозможности возведения на них за счет собственных средств объектов социальной сферы: школ, детских садов, поликлиник.

Губернатор отметил, что строители поставлены в достаточно жесткие рамки в вопросах соблюдения строительных норм по расположению этих объектов, по строительству развязок, обеспечению разрывов между домами. Но признался, что решение вопросов возведения социальных объектов – дело не только застройщиков, но и, прежде всего, регионального и муниципального бюджетов. И они будут решаться.

– Мы за то, чтобы появился современный новый район, комфортный для проживания, который будет визитной карточкой Воронежа, районом, отвечающим всем современным требованиям, – пояснил позицию областных властей глава региона.

По словам Алексея Васильевича, последний визит в Воронеж премьер-министра РФ Дмитрия Медведева помог области направить в правительство официальное письмо с просьбой выделения 700 млн руб. на решение областной проблемы нехватки мест в детских садах. Есть надежда, что эта просьба будет услышана. А со следующего года, пообещал Алексей Гордеев, каждый крупный застройщик будет в обязательном порядке строить детские сады за счет собственных средств.

Впрочем, появление новых микрорайонов с социальной инфраструктурой – не единственная проблема, имеющаяся сегодня в строительном комплексе региона. В областном центре, например, никак не начнет реализовываться программа реконструкции старых кварталов. Губернатор убежден в том, что основная сложность здесь заключается в нежелании строителей рисковать собственными средствами.

– К сожалению, сегодня наше законодательство не защищает застройщика при реализации подобных программ, – сказал он. – Предположим, решил он отселить жильцов, снести их дом послевоенной постройки, а на этом месте возвести современное здание, в котором часть квартир отдать тем, кто проживал здесь ранее, а оставшиеся – продать, чтобы получить прибыль. Но найдется один жилец, который вдруг откажется от всех договоренностей. И начнутся суды, которые могут длиться не один год. Что получится? Что застройщик просто потеряет деньги. Эта проблема требует решения на федеральном уровне. Сугубо местная же проблема кроется в том, что у воронежских строителей пока что хватает свободных участков, строить на которых и проще, и выгоднее. Поэтому не исключаю, что к решению данной проблемы будут привлекаться строительные организации из других регионов.

Также Алексей Гордеев в двух словах рассказал о перспективах строительства в Воронеже нового ледового дворца для нужд хоккейной команды «Буран», вернувшейся в нынешнем сезоне в Высшую хоккейную лигу. По его словам, площадка под размещение уже найдена, сейчас решается вопрос о том, какие коммуникации потребуется к ней подвести.

– Проблема, как всегда, упирается в деньги, – пояснил глава региона. – Стоимость проекта оценивается в два-три миллиарда рублей. Область не может себе позволить потратить такие деньги на эти цели – нам еще больницы с детскими садами строить надо. Поэтому мы прорабатываем возможности для государственно-частного партнерства при реализации этого проекта.

Без посредников

Не мог губернатор обойти стороной и ажиотажный вопрос, связанный с реконструкцией Центрального рынка в Воронеже. Ведь в том виде, в котором он существует сегодня, с 1 января 2013 г. рынку работать будет запрещено. Что же будет в итоге с главной торговой точкой города?

– С тем, что рынок не должен существовать в таком виде, согласно абсолютное большинство воронежцев, – сказал губернатор. – Нам надо было только определиться, что же именно там будет. Варианты предлагались разные: оставить рынок, уведя его под землю, даже построить там супермаркет. Но мы все же решили, что супермаркетов в Воронеже хватает, здесь должен быть именно рынок, но – на котором будет реализовываться продукция в основной массе местных производителей. Пока же там всем заправляют перекупщики, которые сами принимают решения, какую продукцию, у кого и по какой цене брать.

Для того чтобы исключить подобных посредников из цепочки доставки продукции от крестьянина потребителю, на рынке планируется создать ко­оператив производителей, который будет арендовать торговые площади у администрации города и сам определять собственную торговую политику.

Говоря о собственно строительных моментах, Алексей Гордеев отметил, что будет выбран вариант, предусматривающий наименьшее вмешательство в несущие конструкции здания, с тем чтобы запустить объект в работу не позднее чем через год после начала реконструкции.

Зарплаты и привилегии

Небольшой блок вопросов, заданных губернатору, касался развития социальной сферы.

Возвращаясь к проблеме обеспечения самых маленьких воронежцев местами в детских садах, глава региона пообещал, что в течение трех лет в областном центре будет ликвидирована очередь среди детей от 3 до 7 лет.

Но естественно, что социальные проблемы отнюдь не ограничиваются ликвидацией очереди в дошкольные учреждения. Отдельные вопросы возникают, например, по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, особенно в свете решений президента РФ.

По словам Алексея Гордеева, президентские поручения, касающиеся повышения доходов бюджетников, имеют градацию по времени реализации. Так, средняя зарплата школьных учителей уже в 2013 г. должна быть доведена до уровня средней по региону. А вот, например, у социальных работников или работников культуры она должна достичь этого показателя только к 2018 году.

– Многое, конечно, будет зависеть от возможностей конкретных регионов и муниципалитетов, – объяснил Алексей Васильевич. – В Воронежской области, например, в зависимости от категории работников, повышение зарплат в 2013 г. составит от 15 до 30%. Понятно, что некоторым муниципалитетам (в особенности сельским) будет сложно обеспечить такой рост. Значит, будем им помогать, чтобы выполнить президентское поручение.

Коснулся губернатор и вопроса ожидаемого рождения в Воронеже миллионного жителя. По его словам, получение статуса города-миллионника никаких официально прописанных преференций городу не принесет, но позволит ему иначе позиционировать себя на внутрироссийской арене, что при умелом подходе даст возможность извлекать из нового статуса дополнительные привилегии.

В ожидании развязки

Завершающей темой встречи стал вопрос развития дорожной сети и общественного транспорта в Воронеже. Глава региона отметил, что в областном центре будут реализовываться одновременно две программы, направленные на улучшение транспортного сообщения.

Первая из них коснется масштабных проектов, среди которых Алексей Гордеев выделил строительство развязки на ул.Антонова-Овсеенко и ул.9 Января, создание дороги-дублера Московского проспекта и появление первой двухуровневой развязки, место нахождения которой пока находится в стадии обсуждения. Вторая же связана с менее глобальными работами: расширением, где это возможно, дорожного полотна, организацией карманов, заездов, изменением схемы движения на тех или иных участках автомобильных дорог – подобных объектов в течение 2013 г. планируется выполнить более сотни. Деньги на все эти работы, сказал Алексей Васильевич, имеются. Нужна лишь политическая воля к их освоению.

В плоскости политической воли, считает губернатор, лежит и вопрос с обеспечением города качественным общественным транспортом. Сегодня, признал он, по улицам мегаполиса ходят в основном «скотовозы» производства 80-х годов прошлого века, которые не то что не меняют, но даже порой и не моют. Для изменения ситуации нужно пересматривать саму модель организации пассажирских перевозок.

– Никогда водитель, нанятый на маршрут со своим автобусом, не будет заинтересован в том, чтобы приобрести новый транспорт, – убежден Алексей Васильевич. – В Воронеже должно остаться 3-4 крупных автотранспортных предприятия, которые будут выигрывать право обеспечения пассажирских перевозок на длительный период на конкурсах, конкурировать между собой. Тогда они будут и обновлять подвижной состав, и ответственно относиться к приему на работу водителей.

Алексей Гордеев верит в то, что уже в ближайшее время ситуация может измениться. В системе городской администрации произошли серьезные кадровые изменения, к руководству пришли люди новой формации, которые готовы работать на благо воронежцев. Перед ними уже поставлены конкретные задачи на 2013 год и более отдаленную перспективу, что позволяет надеяться на скорое решение этих и других наболевших для Воронежа вопросов.