Газета,
которая объединяет

Кареты нам, кареты!

Как пермский бизнес обещает ускорить воронежскую «скорую»
Рубрика: Социум№ 142 (1570) от
Автор: Оксана Мишина

Кто из нас подолгу не ждал скорую помощь? Редкий везунчик вскинет руку вверх, отвечая на этот вопрос общепринятым жестом. Большинство же прибегнут к словам, причем не к самым радужным: уж очень часто временной промежуток между вызовом «кареты» и ее прибытием по адресу превышает все нормы.

Причины – с бородой: то бригад не хватает, то машин. Ликвидировать последний пробел Воронежу обещает пермский бизнес. Предприниматель Евгений Фридман, врач-психиатр по образованию, предлагает новый принцип взаимодействия власти и бизнеса, суть которого – в переводе автотранс­портного обслуживания скорой помощи на аутсорсинг.

Вездесущий вирус

Проект «Новая скорая помощь», в качестве руководителя которого Евгений Фридман встречался с воронежскими журналистами – федеральный. Одобрен Министерством здравоохранения (и наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив под председательством Путина), реализуется на территории всей страны.

Ради максимальной ясности вопроса Фридман изложил его предысторию. В 2005-2006 годах на территории Пермского края стартовала «очень серьезная» реформа здравоохранения. Было принято решение объединить существующие на тот момент два источника финансирования отрасли – бюджет и ФОМС – в один. А все не профильные для медицины функции (общехозяйской направленности) вывести на аутсорсинг. Понятно, что транспортная проблема – из этой оперы.

Итак: частник-транспортник предоставляет скорой помощи услуги в виде машин (новые «Газели», оборудованные навигаторами) и водителей (приличная зарплата, гарантированный соцпакет, отпуск 34 дня, полуторные-двойные ставки). Уточняется, что для населения новшество никакого значения не имеет: бригада «скорой», кто бы ни доставил ее к больному, обязана оказать ему бесплатную медицинскую помощь. То есть от того, кто предоставил транспортную услугу – муниципальное предприятие или предприниматель – для нас ничего не меняется. При том водитель кареты в течение рабочего дня подчиняется фельдшеру и обязан оказывать помощь бригаде в транспортировке пациента.

– Начиная с 2009 года мы активно распространяем по стране «вирус» аутсорсинга, – рассказал Фридман. – Где-то получается, где-то – не очень. В уходящем году удалось убедить Башкирию – там транспортное обеспечение перевели на аутсорсинг. А с 1 января 2013 года начинаем обслуживать Кировскую и Волгоградскую области: контракты уже подписаны, водители на работу приняты.

Кто на новенького?

Формат предоставления машин компанией Фридмана – 24 часа в сутки нахождения на подстанции. Пересменка машины не «отключает»; кара за нарушение круглосуточного режима предусмотрена в виде жестких штрафов. Парк полностью меняется раз в пять лет – это при том, что в целом по стране сегодня износ подвижного автопарка «скорой» составляет 80 процентов (в Воронеже – 60). Внезапный сход машины с линии (ДТП, поломка) подстрахован изначально: на каждые 5-7 автомобилей предусмотрен один резервный, включающийся в дело в течение часа. А чтобы кадры не подводили – «активирован» финансовый стимул…

– Будучи субъектом малого бизнеса, наша компания имеет пониженные ставки налогообложения. За счет чего имеется возможность обеспечить водителям зарплату как минимум на 10 процентов выше, чем на муниципальном предприятии, – говорит Фридман.

Сейчас по стране запущено 200 автомобилей пермяков, к концу 2013 года их ожидается 1000 (тогда оборот компании достигнет миллиарда рублей, чистая прибыль составит порядка 100 млн). 77 автомобилей прибудут в Воронеж – при условии, что «Новая скорая помощь» выиграет аукцион на госконтракт, объявленный воронежским облздравом и назначенный на 9 января. В конкурентах – одно из воронежских автотранспортных предприятий.

То, что система аутсорсинга действительно облегчила жизнь «скоропомощным» медикам и их пациентам, засвидетельствовал главный врач скорой помощи Перми Евгений Камкин, приезжавший на воронежскую встречу. Он подробно и доказательно рассказывал о внедрении предлагаемой модели, но я лишь одну цифру приведу. 4-5 лет назад время ожидания бригады скорой помощи составляло 29 минут, сейчас оно сократилось до 19. Машины новые, по дороге часто не ломаются, водитель всегда на месте… Ясно, что транспортная компания априори окажет транспортную услугу качественнее, чем непрофильное предприятие. А что до того, что это услуга частника – криминала тут не вижу. Частник – не обязательно вор и пройдоха. К тому же монополии полезно разрушать: чем острее конкуренция претендентов, тем больше вероятность того, что в итоге мы получим действительно качественный продукт.