Газета,
которая объединяет

Борцы с заявителями

Пока не выстрелят в тебя – в полицию не обращаться?
Рубрика: ЧП/Криминал№ 143 (1571) от
Автор: Юрий Бабаян

15 ноября, приехав встретить жену после работы и ожидая ее в машине, воронежец Альберт Тюнин ощутил удар в заднюю часть автомобиля. Выйдя на улицу и осмотрев транспортное средство, заметил на заднем крыле вмятину, похожую на след от выстрела из пневматического оружия.

Примечательно, что припарковался воронежец на ул.Бахметьева, напротив здания департамента труда и социального развития Воронежской области – структурного подразделения регионального правительства. Кроме того, на этой же улице расположен ряд подразделений ГУ МВД – улица, можно сказать, не «простая», к шуткам не располагающая.

Праздничное настроение?

Альберт Витальевич сразу отправился в расположенный напротив торговый центр, где охранники позволили ему просмотреть записи камер видеонаблюдения: никого, кто мог бы совершить выстрел, они не зафиксировали. Естественно, что далее последовал звонок в полицию, и уже через 40 минут на месте происшествия был участковый уполномоченный отдела полиции №5 Дмитрий Пышьев. Дальнейшие же события развивались в «лучших» традициях отечественных правоохранительных органов.

– Участковый, не представившись, с ходу сообщил нам, что машину мы могли испортить сами и что нам может грозить уголовная ответственность за заведомо ложный донос, – рассказывает супруга Альберта Тюнина Юлия. – На мой вопрос, что он будет делать, сообщил, что заполнит какую-то «бумажку», за которой ему еще надо куда-то съездить. Когда же я спросила, что должно было произойти, чтобы полиция начала активно действовать, ответил, что пуля должна была попасть в моего супруга.

Нежелание участкового уполномоченного проводить дознание можно, пожалуй, объяснить тем, что через день после указанных событий участковые отмечали профессиональный праздник, который в текущем году выпал на субботу. Соответственно, все официальные и неофициальные мероприятия с чаепитиями сдвинулись на день раньше. Учитывая, что время было вечернее, понятно, что у Дмитрия Пышьева могли быть совсем иные планы, нежели разбираться со стрелками по машинам. Логика полицейского проста: никто не пострадал – так зачем же шум поднимать?

В то же время, понятно: для того чтобы установить не только тип оружия, но и место, с которого был произведен выстрел, необходимо было проводить неотложные действия. Пышьев же по сути перечеркнул саму возможность дальнейшего раскрытия преступления.

Заявитель или доносчик

На следующий день Юлия Тюнина отправила сообщение о бездействии участкового уполномоченного на сайт ГУ МВД РФ по Воронежской области и в областную прокуратуру. Из надзорного органа ей практически сразу пришло сообщение о том, что дело взято на контроль. А вскоре из отдела полиции №5 супругам пришло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, подписанное Д. А. Пышьевым и его начальником А. А. Нечаевым, аккурат в день их профессионального праздника.

На этом документе стоит отдельно остановить внимание. Во-первых, несмотря на то, что заявление участковому писал Альберт Тюнин, в постановлении в качестве заявителя была указана его жена. И то – не совсем. Оба супруга странным образом трансформировалась из Тюниных в Тюриных, а Альберт Витальевич в одночасье вдруг стал Викторовичем. Учитывая ряд чисто языковых особенностей сего документа, можно предположить, что работа в канун Дня участковых уполномоченных полиции была проведена в полном объеме.

Продолжительные и интенсивные «следственные» действия убедили Пышьева в отсутствии события преступления, соответственно, в возбуждении уголовного дела по факту стрельбы участковый решил отказать. А заодно и порадовать никогда не обращавшуюся к нему гражданку Тюрину тем, что решил и против нее не возбуждать уголовного дела. Ну, за заведомо ложный донос. Так как (цитируем документ) «на момент обращения она предполагала, что было совершено преступление… однако… заблуждалась и не имела умысла на совершение заведомо ложного доноса».

Получается интересная ситуация. С одной стороны, при такой формулировке заявитель сто раз подумает – обжаловать ли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела? Ведь обжалуя его, он тем самым будет требовать, чтобы его обращение признали заведомо ложным доносом. С другой, а кто будет обжаловать-то? Ведь заявителя Тюриной Юлии Георгиевны не существует в природе! Заявление о стрельбе писал Тюнин Альберт Витальевич! А раз нет возможности обжаловать – то и нет проблемы. В смысле, для участкового.

Все это аккуратно ложится в концепцию пресловутой «борьбы с заявителем», – атрибутом сначала милиции, а теперь зачастую и полиции. Система оценки деятельности тех же участковых по-прежнему архаична: мало преступлений – участковый работает хорошо. Поэтому, выезжая по сообщению на место происшествия, полицейский уже заранее предвосхищает будущее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. И возбуждают дело только в экстренном случае. Например, если выстрел придется действительно не в крыло автомобиля, а в самого водителя. Имущественные преступления полицию сегодня волнуют меньше всего. Машина застрахована – и не забивайте голову. А то, что завтра те же стрелки, чувствуя собственную безнаказанность, могут переключиться на людей – это правоохранителей, похоже, мало беспокоит.