Газета,
которая объединяет

Маятник гласности

В новом году МВД будет пристальнее фильтровать журналистский «базар»
Рубрика: от
Автор:

Подводя «криминальные» итоги уходящего года, хотел бы обратить ваше внимание на две вещи, случившееся еще по осени. Первое – это «сенсационное» заявление нового главы МВД о том, что реформа полицейского ведомства фактически провалилась и необходимо начинать все заново. И второе: указание Владимира Колокольцева о начале серьезной «борьбы» с журналистами, которые сообщают недостоверную информацию о полицейских.

Вкратце суть указания такова. Министр обязал полицейских руководителей начинать рабочий день с просмотра прессы и мониторинга Интернета. Начальникам (пресс-службам) предписано отслеживать все негативные материалы о деятельности подчиненного подразделения и оперативно опровергать недостоверные сведения.

Победитель коррупции

Инфа об опровержениях будет передаваться в управление общественных связей МВД для доклада руководству министерства и размещения на официальном сайте МВД. Кроме того, начальству необходимо оказывать правовую помощь «потерпевшим» сотрудникам, другими словами – предоставлять адвоката для обращения в суд. А главному управлению собственной безопасности поручено обеспечение материалами для защиты чести и достоинства полицейских.

В МВД таким образом надеются повысить доверие населения, без которого любая реформа полиции обречена. И получается, что возврату этого доверия зачастую мешают недобросовестные журналисты, которые в погоне за сенсацией, не проверяя фактов, пишут несуразные гадости о полицейских. «Руководство МВД теперь будет бороться с такими писаками», – такие слова своего собеседника из МВД привел, в частности, канал РБК.

И действительно: о «подвигах» новоиспеченных полицейских мы слышим практически каждый день — то за рулем в пьяном виде убьют или покалечат людей, то откроют стрельбу в людном месте, то попадутся на взятке. Кстати, отчасти «виноваты» в этом и сами полицейские начальники, приблизительно с полгода назад давшие зеленый свет негативу о своих сотрудниках на ведомственных сайтах.

Чего только стоит нашумевшее августовское распоряжение начальника регионального главка Александра Сысоева о запрете сотрудникам управлять личным автомобилем в ночное время (там были и другие запреты, но этот больше всего впечатлил). А до этого, помнится, Александр Николаевич на Общественном совете при ГУ МВД сильно сокрушался по поводу непрекращающегося потока ЧП с личным составом: как же так, ведь все прошли переаттестацию, остались лучшие, и чего же они такие «подлянки» ведомству-то бросают? В словах генерала звучало искреннее возмущение, и большинство присутствующих понимало, что реформа полиции еще только начинается. (Это не понимал, похоже, только один человек в стране, по иронии судьбы еще бывший в то время министром внутренних дел – Рашид Нургалиев. Его пассаж про коррупцию, которую уже победили в пореформенном МВД, тогда насмешил всю страну).

Дорожная карта

Методы, с помощью которых новый министр предполагает вытянуть полицию из милицейского болота, активно обсуждают. Их уже назвали «пятью шагами Колокольцева», а разработала их специальная группа, в которую вошел 31 человек.

Главным идеологом и проводником пролонгированной реформы считается советник министра Владимир Овчинский, который вместе с группой единомышленников предложил «дорожную карту». Советник, кстати, не собирается скрывать ведомственные пороки. Вот цитата из его выступления: «Нам все время врали с трибун, что преступность падает. А на самом деле она выросла за 12 лет на 80%! В 2000 году граждане подали в МВД 13,7 млн заявлений о преступлениях, на основании которых было возбуждено 3 млн уголовных дел. Остальные свыше 10 млн заявлений просто ушли в отказные массы, были переданы на другие территории или вообще неизвестно куда. В 2011-м картина еще похлеще: граждане написали в милицию 24,5 млн заявлений, а уголовных дел завели всего лишь 2 млн. То есть полицейским удалось незаметно закопать в этой «вилке вранья» 22,5 млн преступлений!»

Что, если коротко, предлагается сделать в ходе предстоящей реформы-2?

За базовую основу взять полицию западных стран, например Германии. Проще говоря, оставить полицейским форму, но упразднить погоны и другую «армейщину».

При поступлении в МВД с полицейским будет заключаться срочный контракт. В дальнейшем, если он честно и эффективно работал, контракт станет бессрочным.

Ликвидировать погоню за показателями раскрываемости преступлений («палочную» систему). На основании чего оценивать работу полицейских подразделений, пока не ясно.

Упразднить понятие «отказ в возбуждении уголовного дела», которое активно используется для так называемой «борьбы с заявителем» (см. здесь). 

Создать интернет-сайт, на котором выложить фото и установочные данные бывших сотрудников МВД, уволенных по компрометирующим обстоятельствам. Им также могут вообще запретить работать в госструктурах.

Кроме того, стоит отметить предполагаемое реформирование Общественных советов при подразделениях МВД – предпочтение в членстве получат правозащитники и представители общественных организаций. С вечными молчунами и «соглашателями» планируют распрощаться.

Только вместе

Итак, стало ясно, что большая часть генералитета и рядовых сотрудников оказалась практически не готова работать в новых условиях. Многие уже давно «по совместительству» стали предпринимателями и наступать на горло «собственной песне» не хотят. Офицерскую же прослойку вполне устраивала устоявшаяся за долгие годы система безнаказанности, протекционизма и круговой поруки. К тому же в недрах МВД выросло не одно поколение оперативников – «палкоделов», кормящихся с рук бизнесменов, и заменить их пока некем...

Налицо – скрытая угроза саботажа любых попыток кардинально отреформировать МВД, который одними запретными распоряжениями и приказами не одолеть. Помощь общества здесь как никогда нужна. А журналисты, так сказать, считаются выразителями общественного мнения (когда оно есть). Но вот теперь их предупредили: следите за своей артикуляцией и правописанием, не то неприятности будут (вспомним жесткий закон о клевете). А у нас журналисты и без того пуганые… Справедливости ради замечу, что для местных СМИ именно полиция является не только одним из основных информационных доноров, но и главным козлом отпущения, в смысле серьезной критики, ибо другие структуры по разным причинам трогать побаиваются или это прямо запрещено. А так, хоть что-то в СМИ бывает остренького, не приглаженного и не поправленного…

К слову, когда-то я редактировал «Милицейскую газету. Воронеж», в которую всякими «подходцами» умудрялся впихнуть негативчик об оборотнях в погонах. Рубрика так и называлась «Оборотная сторона». Тогдашние мои кураторы из ГУВД, мягко говоря, не очень это приветствовали. Мои доводы: «Это ж для профилактики!» – встречали холодный взгляд и отпор: «Мы не печатный орган следственного комитета и прокуратуры…» Потом маятник качнулся в другую сторону, но к тому времени «Милицейская газета» вместе с милицией приказали долго жить…

Спрашивается, не пошел ли теперь «маятник гласности» МВД обратно? Надеюсь, что нет. Вот и сам начальник главка Александр Сысоев недавно подтвердил: «да, вышеупомянутое указание министра мы выполняем, но «охоту на ведьм» не ведем – пока журналисты к этому повода не дают, если и пишут что негативно, то объективно».

Предупреждения журналистам – это, возможно, лишь попытка «цивилизовать» массивный поток негатива, чтобы выудить из него реальные факты противоправной деятельности (бездеятельности) полицейских и принять по ним необходимые меры. Кстати, об этом в известном указании Колокольцева тоже прописано...

И напоследок о том самом тотальном недоверии к полиции, которое МВД пытается героически преодолеть. Не надо никакого героизма и подвигов. Нужна тяжелая и рутинная работа со среднестатистическим обывателем под девизом: ЛЮБОЙ сигнал в полицию не останется без ОПЕРАТИВНОГО внимания и АДЕКВАТНОГО реагирования. А тот, кто позволит себе обратное – лишится места в полиции. По меньшей мере.

Только тогда народ и откликнется. Поверит. Поддержит. Поможет.

Вот и все.