Газета,
которая объединяет

Одна из двух

Какую квитанцию надо оплачивать, если вам прислали сразу две
Рубрика: от
Автор:

Начало нового года в Воронеже ознаменовалось очередным жилищно-коммунальным скандалом. Жильцам 76 многоквартирных домов Ленинского и Центрального районов принесли сразу две квитанции, в которых воронежцам предлагалось оплатить тепло и горячую воду. Одну – от обслуживающей дом управляющей компании (ОАО «УК Ленинского района» и ОАО «УК Центрального района»), другую – от поставщика ресурсов ООО «Теплостанция».

Большинство людей оказались в растерянности: по какой же жировке платить? В результате многие сделали выбор в пользу квитанции от поставщика ресурса – мол, это прямые расчеты, а значит, они надежнее. Не последнюю роль сыграло и то, что по целому ряду домов суммы от ООО «Теплостанция» оказались меньше, чем в платежке УК, поэтому люди заподозрили, что их управляющая компания просто снимает «навар» с выставляемых жильцам сумм.

В обратном порядке

Сами же УК, входящие в состав СРО НП «Воронежская коммунальная палата», заявили о том, что намерены обратиться в суд и признать действия ООО «Теплостанция» незаконными. Что касается тех денег, которые люди уже перевели по полученным от поставщика ресурса квитанциям, то управляющие компании готовы взыскать их с ООО «Теплостанция», как «неосновательное обогащение».

Кто же прав в данной ситуации? И самое главное – как вести себя людям, если в их почтовых ящиках оказалось две квитанции на оплату одних и тех же услуг? За разъяснениями корреспондент «Берега» обратился к председателю Общественного совета по вопросам развития ЖКХ при главе города Ольге Фроловой.

– В той конкретной ситуации, которая сложилась с ООО «Теплостанция», это предприятие допустило нарушение действующих правил, – пояснила Ольга Евгеньевна. – В соответствии с ФЗ № 210 от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», если способ управления домом выбран в форме управляющей компании, то поставщик ресурса может продать свои товары и услуги только УК. Аналогичное положение содержится и в постановлении Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

– Но вроде бы недавно внесенные изменения позволяют жильцам платить непосредственно поставщикам ресурса?

– Да, позволяют. Но для этого собственники многоквартирного дома должны на общем собрании большинством голосов принять соответствующее решение. Насколько мне известно, в тех 76 домах, о которых идет речь, подобные собрания не проводились.

При этом не забывайте, что законодательные рамки позволяют людям принять решение о прямых расчетах с поставщиком ресурсов только по поводу того объема коммунальных услуг, который предоставлен непосредственно в квартиры и нежилые помещения, имеющие собственников. А что касается так называемых «общедомовых нужд» – ОДН, то оплату за них все равно необходимо производить управляющей компании. Многие воронежцы уже столкнулись с этим, когда, скажем, получают отдельно платежку от ВЭСК за электричество в своей квартире, а потом еще оплачивают в общей жировке объем электроэнергии на общедомовые нужды.

Это положение при прямых расчетах населения с поставщиками создает целый ряд серьезных проблем. Одна из главных заключается в том, что по закону у нас все льготы по одной услуге платятся только один раз. Соответственно, если ее предоставили человеку при оплате потребленной в его квартире воды или электричества, то при расчетах за ОДН он эту льготу теряет. Мы уже имеем ряд жалоб от тех же ветеранов по подобной ситуации. А когда в 2015 году мы станем платить отдельной строкой за общедомовые нужды и за отопление, то там суммы окажутся намного существеннее, чем сейчас по воде и электричеству. Но чтобы решить эту проблему, требуется внести изменения в федеральное законодательство.

Не помогли в УК – обращайтесь в управу

– Вернемся к ситуации в Центральном и Ленинском районах: почему УК и «Теплостанция» выставили людям разные суммы? Действительно, управляющие компании что-то себе «накручивают» как посредники?

– Нет, УК выставляют жильцам суммы в соответствии с актами сверки, подписанными между управляющей компанией и поставщиком ресурса. Сверх этого – ни копейки. А разница в платежках могла возникнуть по причине того, что «Теплостанция» просто провела расчеты по другому периоду. Скажем, УК выставили их за прошлый месяц, а поставщики – за текущее потребление.

– Но что делать людям в подобной ситуации? Кто-то ведь может подумать, что собрание провели без него, и там уже все решили.

– Необходимо сразу обратиться в управляющую компанию. Принести копии квитанций, написать заявление и попросить их разобраться.

– Но УК – заинтересованная сторона.

– Согласно закону, обеспечение жителей водой, теплом и светом – полномочия органа местного самоуправления. Поэтому в курсе всех изменений в вопросах обеспечения населения коммунальными ресурсами находится администрация Воронежа и ее территориальные подразделения – управы районов. Если вы сомневаетесь в информации от управляющей компании или она ее вам не предоставляет, обращайтесь туда. Также сделайте копии полученных квитанций и отнесите их в управу, где напишите письменное заявление на имя главы района.

Советы – как форма защиты своих прав

– То есть оплачивать квитанцию «Теплостанции» было не нужно?

– Нет, надо было продолжать работать с УК. Если жильцам покажется, что им удобнее платить поставщику, тогда необходимо в каждом доме провести общее собрание, принять на нем решение, и с протоколами обратиться к поставщику. А он по закону не имеет права отказать людям. Более того, обязан обеспечить их квитанциями, выставленными уже напрямую.

– Люди от подобного решения выиграют?

– Трудно сказать. Конечно, поставщики частенько упрекали УК в том, что те задерживают перечисление средств, полученных от граждан, плохо ведут работу по взысканию задолженности и т.д. Но это одна сторона вопроса. А есть еще другая: готов ли поставщик выпускать квитанции?

Например, ООО «Воронежская теплосетевая компания» – бывшая «Квадра» – имеет собственный расчетный центр, и расходы на него заложила в свои убытки. То есть с людей дополнительно плата за квитанции не взимается. А у «Воронежтеплосети» расчетного центра нет. Значит, если собственники потребуют напрямую выставлять им счета, то «Теплосеть» будет вынуждена обращаться в МИВЦ, а соответствующие расходы за услуги центра возложит на людей. Насколько при этом вырастет стоимость тепла, заранее сказать сложно.

– Кстати, о двойных квитанциях: а что делать, когда они приходят людям от двух разных управляющих компаний?

– Первое – это обратиться в совет дома. Если совет не создан, надо идти в эти УК и просить предоставить протоколы собраний, где более 50% собственников проголосовало за выбор данной управляющей компании. Если вам такие бумаги показать отказались или аналогичные документы имеются в обеих УК, то обращайтесь в управу района. Еще можно связаться с поставщиками ресурсов – они стараются заключать договоры только с легитимной управляющей компанией, так как рискуют не получить потом свои деньги.

– У нас много домов, в которые приходят двойные квитанции от разных УК?

– Нет, пик был в 2011 году. В прошлом – пошло на спад. Остались единичные случаи.

Что скрывается за ОДН?

– В последнее время много говорят о переходе на единую квитанцию. Как идет процесс?

– «Коммунальная палата» уже опробовала их выпуск. Но пока новая форма не упрощает людям понимание возникающих у них вопросов, а только все запутывает. Скажем, часть необходимой информации в квитанциях просто отсутствует.

– Планировалось, что с 2013-го мы перейдем на текущие показания приборов учета, которые будем в начале месяца сообщать управляющим компаниям.

– Видимо, это будет отложено. Наши УК просто не готовы принимать показания счетчиков в текущем режиме. Представьте, сколько человек должно будет им позвонить и продиктовать цифры 23-25-го числа?

– Для ряда домов города введение оплаты за общедомовые нужды по воде и электричеству отсрочили до 1 мая 2013 года. Кого это коснулось?

– Тех домов, которые не оборудованы приборами учета. С 1 мая для собственников таких строений будет введен норматив на общедомовые нужды. Пока они за них не платят. А вот те, у кого приборы учета на доме есть, уже ощутили на себе новые принципы расчетов по ОДН воды и электричества.

Возьмем, к примеру, что условно на дом за месяц было поставлено 1 тыс. кубов воды, которые и зафиксировал счетчик. Затем сложим показания всех установленных в квартирах индивидуальных приборов учета и прибавим к ним расход воды, оплачиваемый по нормативу теми, у кого счетчиков нет. Получится, например, 800 кубов. Разница в 200 кубов и будет общедомовыми нуждами. Раньше они распределялись между квартирами в соответствии с потреблением. Теперь – пропорционально площади жилья. В результате – живет одинокая женщина в 50 кв. метрах, экономит воду, платит за свой 1 куб. в месяц. А потом ей выставляют еще столько же за общедомовые нужды, сколько собственнику в квартире той же площади, в которой проживают, допустим, 5 жильцов.

Хотя понятно, что в этих раскидываемых на всех 200 кубах далеко не только реальные ОДН. Часть появилась потому, что в квартире, скажем, прописан лишь один человек, а реально там живут пять квартирантов. Они расходуют намного больше воды, чем платит по нормативу владелец. Разница уходит в ОДН. Некоторые люди, имеющие счетчики, сознательно занижают их показатели. И тоже перекладывают оплату на своих соседей.

– С этим можно бороться?

– Управляющая компания должна регулярно проводить сверки показаний индивидуальных приборов учета. А что касается квартирантов, в Москве уже проводится акция, когда по квартирам делает обход группа представителей полиции, налоговой службы, управляющей компании и собственников. Выявляют фактически проживающих без договора аренды, выносят постановление о наложении штрафов. Иначе решить вопрос крайне сложно. 

КСТАТИ

В областном управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики состоялось совещание по вопросам поступления жильцам 76 домов сразу двух квитанций на оплату коммунальных услуг.

Выяснилось, что выпуск платежных документов от поставщика коммунальных услуг являлся неправомерным. По итогам совещания в МУП «МИВЦ» принято решение отозвать платежные документы, а ООО «Теплостанция» и Воронежской коммунальной палате провести сверку по произведенной оплате гражданами платежных документов, выпущенных МУП «МИВЦ». Принято также решение о соглашении между коммунальной палатой и ООО «Теплостанция», предусматривающем информационный обмен о платежах потребителей по окончании расчетного периода.

Собственникам квартир, оплатившим по одной из двух квитанций, не стоит волноваться, так как платежи будут учтены и задолженности за ними не возникнет.