Газета,
которая объединяет

СчетоАВТОводы

Как страховые компании дурят владельцев железных коней
Рубрика: Социум№ 3 (1574) от
Автор: Александр Нечаев

За год в Воронежской области совершается почти 3 тысячи ДТП. Даже если жизни и здоровью участников ничто не угрожает (что все-таки бывает в большинстве случаев), каждая авария – это материальный ущерб. Если он не очень большой (до 120 тыс. руб. при одном пострадавшем и до 160 тыс. – если их несколько), то компенсировать ущерб должна страховая компания.

С 2004 года, как только ОСАГО стало обязательным, между водителями и страховыми компаниями началась война из серии «кто кого обманет». Тон тут, конечно, задают именно страховщики, и нетрудно объяснить почему. Все компании, представленные на рынке, частные, они нацелены на получение максимальной прибыли, но вынуждены работать в условиях жесткого регулирования цен. Стоимость полисов высчитывается по специальной формуле и может быть только уменьшена, но не увеличена, а выплаты формально зависят от суммы ущерба (не считая лимитов). То есть зарабатывать больше страховые компании не могут, а вот тратить меньше  – легко, обманывая водителей и манипулируя с выплатами. Многие воронежцы на собственном опыте уже познали эту горькую практику.

Впрочем, страховым компаниям формально нужно оставаться в правовом поле, поэтому махинации с оценкой ущерба и выплатами обычно строятся на каких-либо нюансах законодательства. Если их знать – части проблем можно избежать и увеличить вероятность получения полной суммы ущерба от страховой компании. «Берег» собрал самые популярные «фишки» воронежских страховщиков.

Скрытые повреждения

Это – настоящий клондайк для страховых компаний. Оно и понятно, тема-то очень щепетильная. Этот тип повреждений не случайно называют скрытыми, они неочевидны и проявляются зачастую уже в процессе ремонта, когда оценка произведена и сумма компенсации выплачена.

Раньше страховые компании при описи повреждений охотно пользовались справкой ГИБДД. Если инспектор на месте указал, что «возможны скрытые повреждения», то оценщик рассматривал их, а если нет – все, поезд ушел. При этом оформление ДТП могло происходить в самых различных условиях, и инспектор банально мог не увидеть силу и степень повреждений. Не так давно руководство ГИБДД выпустило специальный приказ, в котором запретило своим сотрудникам пользоваться этой фразой, весьма разумно считая, что инспектор – не эксперт и не ему оценивать, есть ли скрытые повреждения машины или нет. Отчасти это облегчило жизнь водителям, потому как теперь им нет нужды следить за тем, чтобы полицейский указал заветную фразу в справке о ДТП. Скрытые повреждения теперь определяет автооценщик, и если водитель не согласен с его мнением, то может обратиться в другую оценочную контору или в суд.

Кстати, скрытые повреждения могут быть обнаружены как до ремонта, так и во время него. Во втором случае их нужно оформить (очень грамотно оформить!) и обратиться в страховую компанию за возмещением ущерба. Почти наверняка добиваться доплаты придется через суд.

Износ

Уже все автовладельцы знают, что при выплате компенсации страховые компании учитывают так называемый износ автомобиля. Часть стоимости замененной детали владелец должен заплатить из своего кармана, потому как замененная запчасть была уже изношена, а он получил новую деталь. Про сам износ водителям хорошо известно, но мало кто знает два важных нюанса.

Во-первых, Минтранс в 2011 году выпустил приказ, в котором содержится перечень запчастей, не подверженных учету износа. При расчете ущерба даже на очень старой машине с огромным пробегом их замена должна рассчитываться по полной стоимости. Часто страховые компании об этом приказе забывают, а между тем он содержит 102 наименования и при серьезных авариях почти наверняка некоторые из поврежденных агрегатов окажутся в списке. Особенно подробно там представлены элементы системы тормозов и рулевого управления. В том числе такие дорогостоящие детали, как рулевые рейки, рулевые тяги, тормозные диски, блоки АБС и так далее. При желании список запчастей, на которые нельзя высчитывать износ, можно без труда найти в Интернете.

Во-вторых, при расчете износа страховые компании любят учитывать не год начала эксплуатации, а год выпуска. Это ставит в проигрышное положение автовладельцев, которые купили автомобиль из нераспроданных остатков прошлого года – им банально насчитают процент износа больше, чем они того заслуживают. По закону в данном случае сотрудники страховой компании должны учитывать не год выпуска, а год начала эксплуатации.

Стоимость запчастей

При обсуждении вопроса, какие цены использовать при расчете ущерба, сломано немало копий. Вроде бы оценщикам, страховым компаниям и водителям удалось прийти к некоторому консенсусу, но возможность махинаций это не исключило. Если автомобиль на гарантии, то цены на агрегаты и работу должны браться из прайс-листа официального дилера. Даже притом, что они там существенно завышены, с этим обычно страховщики не спорят. А вот для автомобилей, на которые гарантия истекла, возможны варианты.

Постановление ФАС предписывает использовать «средние цены, сложившиеся в регионе», но это очень расплывчатая формулировка. На практике оценщики часто пользуются прайс-листами популярной компании «Экзист», которые содержат большой перечень автомобилей и примерно соответствуют рыночным ценам, но тут тоже есть свои нюансы. В «Экзисте» часто один и тот же товар можно купить по более низкой цене, но с длительным временем ожидания, тогда как сроки проведения ремонта подразумевают оперативную доставку необходимых запчастей и их стоимость должна рассчитываться именно из самых «быстрых» позиций.

Другой нюанс – регион. В «Экзисте» в разных регионах страны цены разные. Дешевле всего в Москве, потому что логистические цепи компании построены так, что товар приходит в столицу, а потом отправляется по регионам. В Воронеже стоимость запчасти может быть чуть больше и, естественно, в сумме ущерба должны учитываться цены именно для того региона, где и происходит оценка. Но так бывает не всегда.

Покраска

Довольно серьезно недобросовестным оценщикам и страховщикам удается «экономить» при расчете компенсации за покраску. Тут для них открывается сразу несколько возможностей.

Во-первых, не всегда окраска рассчитывается для всей детали целиком, хотя именно это предписывает заводская технология любого производителя. Если эксперт посчитал окраску «пятна с переходом», то это попытка занизить выплаты.

Во-вторых, часто страховщики «забывают» компенсировать стоимость услуг по подбору автоэмали, а они, кстати, весьма недешевы. Особенно речь идет о краске типа «металлик».

В-третьих, может не учитываться плата сервису за демонтаж/монтаж деталей, мешающих окраске, а это тоже может быть очень приличная сумма, иногда до половины стоимости окраски.

Кроме того, не нужно забывать, что, как и с запчастями, для гарантийных авто при расчете компенсации должны использоваться расценки официального дилера.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА

По требованию прокуратуры Воронежа возбуждено уголовное дело по факту подделки сотрудниками ГИБДД документов о якобы совершенном ДТП.

Проверкой установлено, что между ОСАО «Ингосстрах» и собственником автомобиля «Тойота Ленд крузер» заключен договор добровольного страхования транспортного средства.

В июле 2011 года собственник автомобиля обратился в филиал ОСАО «Ингосстрах» в связи с наступлением страхового случая (ДТП, в результате которого автомобиль был якобы утоплен).

ОСАО «Ингосстрах» признало указанный случай страховым и перечислило денежные средства в сумме более 750 000 руб.

После выяснилось, что дорожно-транспортного происшествия при указанных собственником обстоятельствах фактически не было, подписи лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, поддельные.

Фиктивные документы якобы об административном правонарушении составлялись сотрудниками полка ДПС ГИБДД ГУВД по Воронежской области.

По требованию прокуратуры города следственными органами возбуждено уголовное дело по признакам преступления, преду­смотренного частью 1 ст.285 УК РФ, по факту злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками ГИБДД.

В тему

В Госдуму внесен законопроект, который предлагает установить штрафы за отсутствие зимней резины в холодное время года. Согласно документу, эксплуатация автомобиля на летней резине в зимний период будет караться штрафом в размере 5 тыс. руб. Закон определяет, когда в России зима – с 1 декабря по 1 марта. При этом, учитывая разнообразие климатических зон в нашей стране, правительство может устанавливать другие временные рамки для отдельных регионов. В частности, для Воронежской области срок «окончания» зимы крайне желательно продлить – выезжать в начале марта на летних покрышках в нашем регионе рановато будет.