Газета,
которая объединяет

«Вставала земля на дыбы»

Как накануне юбилея в Воронеже встретились поколения
Рубрика: от
Автор:

Среди городских мероприятий, приуроченных к юбилею освобождения Воронежа от захватчиков, особое место заняла «встреча поколений», организованная Воронежским региональным отделением «Единой России». Там же она вчера и прошла, объединив единороссов, ветеранов Великой Отечественной, поисковиков организации «Дон», представителей военно-патриотического клуба имени генерала Лизюкова и кадетов школы имени Александра Суворова.

Самым же желанным гостем встречи собравшиеся восприняли участника боев за Воронеж Алексея Федоровича Апалькова. Рассказ этого героического человека о событиях, которые пришлось пережить в военное время, оказался волнующим настолько, что впору было искать украдкой носовой платок и промокать глаза…

Со школьной скамьи

Открыл встречу секретарь регионального отделения «Единой России», заместитель председателя Воронежской областной Думы Владимир Нетесов.

– Мы встречаемся накануне годовщины освобождения от немецко-фашистских захватчиков нашего, самого лучшего и красивого города, – обратился Владимир Иванович к присутствующим. – Сегодня среди нас – герои, спасшие страну от лиха, люди, благодаря которым живет современный Воронеж. И очень приятно, что у нас существует преемственность поколений, что рядом с прославленными ветеранами, давшими достойный отпор врагу, мы видим молодежь.

Прежде чем предоставить слово Алексею Федоровичу, Владимир Нетесов поблагодарил его за ратный труд, вручив приветственный адрес от губернатора Алексея Гордеева и уютный подарок – плед. Кадеты преподнесли цветы. И все замерли в ожидании, приготовившись слушать героя военного лихолетья.

– Как это было? – раздумчиво повторил ветеран адресованный ему вопрос. – Я вот смотрю на этих ребят в кадетской форме – и вспоминаю себя в их возрасте. 1941 год, август. Я – в школе №20, вместе со своими одноклассниками; учились мы в СХИ. Сообщение по радио: в Первомайском сквере идет запись добровольцев на фронт. Переглянулись с друзьями – трое нас было – и прекрасно друг друга поняли. Оставили книжки и тетрадки в партах – и бегом в Первомайский…

Картину, увиденную в сквере, Алексей Федорович воспроизвел детально. Стояли столы, за ними – представители военкоматов всех районов города. Записывали желающих идти на фронт. Документов никаких не требовалось – сведения о добровольцах получали исключительно с их слов.

Большой дядя немец

– Подходим к первому столику, – продолжал Алексей Федорович, – говорим год рождения: 1924-й. «О, – слышим, – рановато пришли. Гуляйте пока, идите домой». Обидно стало: такие же, как мы, ребята сидят на травке – прошли! Я и предложил: пойдемте к дальнему столу, подальше от того товарища, который нас не взял. Скажем, что мы – с 23-го года. Так нас и записали.

После посадили мальчишек в машину, повезли в Сомово. Там – неделя жизни: будущих бойцов разбивали по отделениям, взводам, знакомили с командирами. Далее – приказ: сформированный добровольческий полк отправляют под Липецк, в Тербунский район. Оттуда наступал на Воронеж немец.

– Оружие дали не каждому, – вспоминал рассказчик. – Сказали – на месте разберетесь: кто-то у раненого винтовку заберет, кто-то – у убитого. Там, в Тербунском районе, мы и понюхали пороху, узнали, что такое война. Оттуда нас направили в Воронеж, где тогда стояла на пополнении 100-я стрелковая дивизия. С ней добровольческий полк всю войну и прошел.

После освобождения Воронежа – Юго-Западный фронт. А конец войны пришелся на Вену: там Апальков встретил День Победы. Момент – памятный, но – не единственно.

– Был эпизод на Курской дуге, – еще раз вернулся в военное прошлое Алексей Федорович. – В той битве участвовало очень много техники – с обеих сторон. И также живой силы. Когда бой разгорелся – все перемешалось: танки, люди. Со всех сторон бьют, стреляют. Наше отделение, прикрываясь подбитым танком, отстреливалось, как могло. Потом команда – рассредоточиться и вперед, перебежками. Я выскочил из-за танка, а на меня – большой-большой дядя! Немец! У него – автомат, у меня – винтовка со штыком. И я его штыком проколол насквозь – даже посейчас во сне это вижу. А он меня прострочил из автомата – как на швейной машинке. Ребята не растерялись: быстро тампонов напихали, кишечник, который частично вывалился, затолкали назад. Положили меня опять под танк, наказали – лежи не шевелись, будто ты мертвый. И я лежал до конца боя. Видел своими глазами, как танки ползали по живым и мертвым. Земля перед глазами – вся красная от крови…

…Минута молчания, снимок на память – спасибо за встречу. За то, что есть у нас счастливая возможность сфотографироваться плечом к плечу с героями, подвиг которых не забудется, пока жив человеческий род.