Газета,
которая объединяет

«Ё-мобиль» или General Motors?

Эти компании могут разместить свои производства в нашем регионе
Рубрика: Экономика№ 66 (1348) от
Автор: Александр Пылев

Любопытно, что оба варианта были озвучены в ходе завершившегося на днях Санкт-Петербургского международного экономического форума. Что касается General Motors, то возможность строительства автомобильного завода полного цик­ла на территории области обсудили управляющий директор этой американской компании по России и СНГ Джеймс Бовензи и первый вице-губернатор регионального правительства Александр Гусев.

Теоретически новое предприятие может появиться на территории Масловской промзоны. В связи с этим Александр Гусев и Джеймс Бовензи обсудили тему совместных шагов правительства региона и General Motors по приданию Масловской промзоне статуса «особой экономической». Кстати, правительство Воронежской области еще в мае направило письмо на имя министра экономразвития Эльвиры Набиуллиной с просьбой рассмотреть возможность создания в регионе ОЭЗ федерального уровня.

По новым схемам

В завершившемся в северной столице экономическом форуме принял участие и генеральный директор проекта «Е-авто» Андрей Бирюков. Он провел ряд переговоров, в том числе и с потенциальными партнерами из регионов, как по вопросу строительства будущих предприятий по выпуску комплектующих, так и – размещения крупных сервисных центров сборки и обслуживания авто.

Андрей Бирюков сообщил, что сегодня автомобильная компания рассматривает в качестве потенциальных площадок для выпуска машин в европейской части России Воронеж, Ульяновск и Смоленск. (Не считая строительства завода для выпуска «Ё-мобилей» в индустриальном парке «Марьино» под Санкт-Петербургом, где первые авто будут выпущены уже в сентябре 2012 года.) Решение собственники «Ё-авто» планируют принять в октябре.

Итак, потенциально в наш регион могут прийти два крупных инвестора. Понятно, что и General Motors, и «Ё-мобиль» нам желанны и выгодны. Но все же, кого из них привлечь реальнее?

По словам Андрея Бирюкова, к 2015 году производство «Ё-мобилей» может достичь 90 000 в год, а к 2017-2019 – 500 000. При этом компания намерена внедрять нестандартные для России технологии как в самих машинах, так и в схеме их производства – «ё-авто» будут окончательно собирать на местах в сертифицированных сервисных центрах, а крупные заводы компании станут выпускать лишь комплектующие. При этом «Ё-авто» не планирует полностью владеть региональными «цехами». По словам Андрея Бирюкова, «регионы в конечном счете будут являться собственниками. Максимум, на что мы рассчитываем — на 25% акций, чтобы обеспечить контроль качества, передать технологии, конструкторскую документацию, скоординировать систему сбыта и продаж».

Синица в руке

Зато General Motors – партнер мирового уровня. Эта американская автомобильная корпорация, штаб-квартира которой расположена в Детройте, наладила производство в 35 странах, и до 2009 года на протяжении 77 лет являлась мировым лидером по числу выпущенных машин. В настоящее время General Motors принадлежат автомобильные марки Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Opel, Vauxhall. На заводах компании работают 202 тыс. человек, а чистая прибыль корпорации за 2010 год составила $4,7 млрд.

Впрочем, несмотря на размах, ситуация у этого колосса не самая лучшая. Во время недавнего кризиса компания существенно утратила свои позиции на мировом авторынке, и по ряду направлений в ней продолжают развиваться негативные тенденции. Скажем, на днях General Motors объявил о приостановке производства на двух своих заводах в США – в городах Флинт и Форт-Уэйн, где собираются пикапы Chevrolet Silverado и GMC Sierra.

В мае существенное снижение объемов производства автомобилей было зафиксировано на петербургском заводе General Motors.

В общем, несмотря на прошедшие между Александром Гусевым и Джеймсом Бовензи переговоры, шансов на реальное открытие завода General Motors в ближайшей перспективе пока не много – чтобы получить возможность инвестировать крупные средства, компании предстоит решить немало внутренних проблем.

А вот сотрудничество с «Ё-авто» может сложиться более успешно. Правда, для этого необходимо действовать максимально эффективно, без бюрократических проволочек – только такой стиль сотрудничества применим к компании Михаила Прохорова. И кроме того, лучше сосредоточить усилия не на строительстве в Воронеже завода, а на создании крупного сервисного центра по сборке и обслуживанию авто для потребителей всего Центрального Черноземья.

И конечно, при выборе из двух вариантов никогда не надо упускать возможность задуматься над третьим. Сегодня самый динамичный и перспективный автопром в мире – китайский. Крупнейший автопроизводитель из Поднебесной – SAIC – рассматривает возможность строительства автозавода в Челябинской области. В планах – возведение еще одного предприятия в европейской части страны. И вот тут нам было бы неплохо постараться принять превентивные меры.