Газета,
которая объединяет

Африканские страсти

В Воронеж приехал Национальный цирк Египта
Рубрика: от
Автор:

В воронежском цирке стартовала новая программа, которую привез в столицу Черноземья Национальный цирк Египта. В наш город приехал дрессировщик, а также режиссер-постановщик Хамада Кута и привез, помимо нильских львов и бенгальских тигров, лазерное шоу с 3D-эффектами.

В новой программе немало интересных номеров и настоящее обилие животных: канадские волки, козы, дальневосточные леопарды, крокодилы, удавы, обезьяны, собаки хаски и маломуты. Корреспондент «Берега» перед премьерой побывала на генеральной репетиции программы и разузнала у артистов секреты их дрессуры.

«У нас матриархат!»

Екатерина Коренькова работает с «серыми братьями» не один десяток лет. Для нее все они, включая шестнадцатилетнюю волчицу Нику, как щенки. Команды выполняют на «отлично». А номеру с обезьянами-джигитами Натальи Якубовой уже 33 года! В 1980 году его придумал супруг дрессировщицы – Фарид Якубов. Наталья потеряла мужа 11 лет назад, но номер не бросила. С обезьянами работать непросто из-за их непоседливого характера, но дрессировщице это удается. «У меня десять самцов, я единственная женщина среди них, – улыбается Наталья. – И они меня слушаются, у нас матриархат!» Дрессировщица признается, что является вожаком для своих «мальчиков», младшему из которых 2 годика, а старшему – 14!

Подопечные Натальи Якубовой как сыр в масле катаются. В обезьяннике стоит телевизор, как выяснилось, макаки лапундеры – настоящие телеманы. «Они очень любят смотреть новости, детективные сериалы, а уж если показывают передачи про животных, их вообще от экрана не оторвать», – рассказывает дрессировщица.

Когда мы поинтересовались у Натальи, почему в ее обезьяньей труппе нет ни одной самки, она ответила: «Во-первых, мальчики более высокие, фактурные… А во-вторых, самки, как и все женщины – истерички. Чуть что – начинают кричать. Вместо того чтобы работать, приходится их успокаивать, уговаривать, сюсюкаться с ними…»

Как и любой дрессировщик, Наталья может припомнить немало забавных случаев про своих питомцев. «Мы выступали в Иркутске, и вдруг из-за кулис на манеж выскочила кошка – цирковая, но не рабочая. Она и сама перепугалась – свет, бортик… Мечется по манежу, а я тщетно пытаюсь ее поймать. А тут к делу подключился наш 11-летний Тенгиз. Лапундер поймал кошку и держал ее до тех пор, пока я не подойду. Вот такие у меня помощники!»

«Кто в доме хозяин?»

В «ведомстве» руководителя номера «Борнео» Марины Руденко 8 удавов и 6 крокодилов – от совсем малюсеньких до гигантских. А еще два холеных леопарда – семилетний Лео и трехлетний Джой. «Я взяла их из зоопарка еще котятами, им по месяцу было. (К слову, один такой «котеночек» стоит 300 тыс. руб., – прим. авт.) Если Лео сразу вел себя агрессивно, то Джой до 4-5 месяцев был ручным – жил у меня дома, играл с моей собакой, спал со мной в одной кровати… – рассказывает Марина. – Но потом в нем проснулся охотник. Как-то он незаметно подкрался и прыгнул мне на голову. Вроде бы играя. Но я увидела хищный блеск в его глазах и поняла: дальше дома его держать нельзя. С тех пор он стал жить в цирковой гримерной. Мы вынесли оттуда всю мебель, накидали туда игрушек, чтоб Джою веселей было. Но я постоянно его навещала, по 5 раз в день приходила кормить».

А агрессивный Лео однажды чуть не напал на маленькую дочку дрессировщицы. «Иришка любила подходить к клетке и дразнить леопарда: «Киса, киса, мяу-мяу». А он долго улучал момент, чтобы вырваться из клетки, и наконец ему это удалось. Я совсем чуть-чуть приоткрыла дверь, чтобы забрать кость, а он пулей прошмыгнул в эту щелочку и побежал за Иришкой. В глазах Лео было столько радости, но неизвестно, чем бы это все закончилось – он же хищник! Когда я громко крикнула – он растерялся и присел. Леопарды боятся громких звуков. Так что возможных неприятных последствий удалось избежать. А вообще они ласковые. Они меня очень любят и никогда не нападают. Пару раз, правда, у Лео были попытки проверить меня «на вшивость», выяснить, кто же все-таки хозяин – я или он. Вроде бы играется, глазки строит, но я по повадкам чувствую – что-то не то. Прикрикну на Лео, а он сразу о ноги трется, мол, «а я что, я ничего».

Дрессировщица отвечает своим питомцам взаимностью и за хорошую работу всегда почешет каждого за ушком, погладит животик – это для леопардов высшее наслаждение. «Конечно, от радости они, как кошки, не урчат, но их наслаждение легко читается по глазам», – улыбается Марина.

Любовь со львами в шестом поколении

Ну а главными на этом «празднике жизни» являются, конечно же, нильские львы египтянина Хамады Кута. Большая часть из них выращивается в заповеднике семьи Кута.

«В Каире у нас есть питомник, он появился еще при моей бабушке. Сейчас там живет 32 льва и 15 тигров. Растить в одной клетке львят и тигрят придумал мой отец Медхат Кута. Это делается для того, чтобы животные комфортно себя чувствовали вместе на арене, участвуя в одном номере….»

Хамада – потомок древнего рода Кута. Первый раз отец Хамады познакомил со львами малыша в возрасте 2-х лет. А выступать с хищниками перед публикой он начал уже в семь лет. «Отец поставил мой первый номер с десятью животными – тиграми, львами и ослом. Помню, по его приглашению даже приезжали представители Книги рекордов Гиннесса, но, увидев меня, отказались смотреть шоу, объяснив это тем, что я слишком мал, чтоб подвергаться такой опасности», – вспоминает дрессировщик.

К слову, изначально и родители не хотели, чтобы Хамада продолжил их дело. «Они мечтали, чтобы я выучился на ветеринара, потому что понимали, насколько опасна наша профессия», – улыбается Хамада.

Кстати, он – дрессировщик уже в шестом поколении. Хамада признается, что очень любит своих животных. «Для меня они как дети. Я стараюсь добиться к себе соответствующего отношения – чтобы они любили меня и немного боялись». На репетиции он обращался с нильскими львами, словно с котятами – где прикрикнет, где за ухо потреплет, а то и поцелует!

Как известно, стеки – продолжение руки дрессировщика. Только у Хамады алюминиевая палка служит не для наказания, а чтобы, к примеру, дать льву кусочек мяса или подсказать требуемое действие, не привлекая внимания зрителей… «Чтобы лев стал делать какой-либо трюк, его нужно заинтересовать, – рассказывает Хамада. – Чтобы лев начал прыгать с тумбы на тумбу просто так, его сначала надо приучать «идти на мясо». Затем мясо исчезает, но лев выполняет заученные действия». Однако для этого, по словам дрессировщика, нужны месяцы, а то и годы, и большое терпение.

О «производственных травмах» Хамада, как и большинство его коллег, говорить не любит. Просто констатирует факт, что львы не единожды бросались на него, кусали, что на теле много шрамов. Но без подробностей. К слову, Хамада не единственный продолжатель династии Кута. Его брат Усама сейчас вместе с ним гастролирует по России, а сестра Аноса дрессирует львов в Египте и является на родине настоящей звездой. Работает в цирке и супруга Хамады Евгения, которую он нашел в России. «Моя жена – гимнастка на полотнах и дрессировщица. А сейчас мы готовим для нее аттракцион белых тигрят без сетки…» – рассказывает наш собеседник.

«Воронеж – не первый город, куда мы приехали со своей программой. Мне нравится российская публика, ваши зрители активно проявляют эмоции и аплодируют, а это и есть лучшая награда для артиста», – высказался напоследок Хамада Кута.