Газета,
которая объединяет

Магистральный оберег

Минеральный порошок, выпущенный под Воронежем, сделает российские дороги почти неуязвимыми для влаги и морозов
Рубрика: Экономика№ 22 (1593) от
Автор: Александр Пылев

На минувшей неделе стало известно, что открывшийся в Новоусманском районе завод по выпуску активированного минерального порошка для производства асфальтобетонных смесей вышел на проектную мощность – 15 тысяч тонн продукции в месяц. Первые пробные партии изделия ООО «ВЗМП» поставило своим партнерам еще в ноябре-декабре прошлого года. Но понятно, что зима – не сезон для дорожно-строительных работ, и широкомасштабный выход продукции предприятия на рынок отложили до весны.

В ее преддверии на заводе, чья продукция способна совершить переворот в дорожной отрасли, побывали высокие гости – губернатор Алексей Гордеев, председатель правления Центрально-Черноземного банка Сбербанка России Александр Соловьев, руководитель управления автомобильных дорог и дорожной деятельности области Александр Трубников. Об особенностях производства и свойствах выпускаемой продукции гостям рассказали председатель совета директоров ООО «ВЗМП» Эдуард Краснов, генеральный директор завода Александр Решетников и коммерческий директор предприятия Анатолий Перьков.

Главная беда российских дорог

Чтобы гости могли наглядно убедиться в отличиях воронежского активированного минерального порошка от его обычных аналогов, прямо в цехе завода перед ними на столе поставили колбы с водой и емкости с внешне идентичными сыпучими смесями. Затем поочередно насыпали их ложкой в воду и размешали. При этом обычный порошок постепенно набух и стал погружаться под воду. Тогда как его модернизированный «собрат» наотрез отказался взаимодействовать с жидкостью.

На первый взгляд, всего лишь красивый «фокус» из числа тех, что демонстрируют школьникам на уроках химии. Но на самом деле за ним стоят возможности революционных преобразований в дорожной отрасли.

Ведь что является главным бичом для наших дорог? Что разрушает их быстрее, чем магистрали в европейских странах или подавляющем большинстве штатов США? Причин немало – перегруз, общее качество строительства, чрезмерная интенсивность потока и т.д. Но главная российская беда – это так называемые переходы через ноль, когда температура воздуха днем повышается до плюсовой, а ночью проникшая в дорожное полотно вода превращается на морозе в лед. В Старом Свете за всю зиму количество таких ночей можно пересчитать по пальцам. У нас их бывает до полусотни.

Как известно, замерзая, вода расширяется. Изнутри она буквально разрывает асфальтобетон, создавая многочисленные микротрещины. И когда сверху на «пострадавшее» полотно заезжают многотонные фуры, дорогу от разрушения не спасают даже самые дорогие щебень или битум.

Бороться с этим явлением можно по-разному. Скажем, в некоторых городах Европы под магистралями проложены трубы с горячей водой, не дающие образоваться ледяной корке на дороге. Но при наших расстояниях и нагрузках на полотно – это не только безмерно дорого, но и опасно. А как обезопасить от проникновения влаги тысячи километров российских магистралей? Ученые и практики дорожной отрасли десятилетиями искали ответ на этот вопрос. И, похоже, ответ не только найден, но и уже получил практическое воплощение в производимом на ВЗМП активированном минеральном порошке.

Уникальная формула

Минеральные порошки всегда были компонентом асфальтобетонных смесей, служащим в качестве заполнителя, повышающего вязкость и клеящую способность битума. Другое дело, что их адгезионные (т.е. обеспечивающие целостность и механическую прочность вещества, в частности, противостояние растяжению и деформации) и водоотталкивающие свойства были достаточно низкими. У активированного порошка они на порядок выше.

В числе лабораторных испытаний, которым он подвергался, было, к примеру, и такое: брали обычный порошок и воронежский. Смешивали с битумом. Потом в эту смесь опускали щебень определенных размеров, а дальше начинали кипятить щебенку в концентрированном соляном растворе.

По ГОСТу для качественного минерального порошка допустимо 15% отслоения битума через 4 часа кипячения. При использовании большинства представленных сегодня на рынке образцов – уже через два часа щебенка становилась полностью белой. Та, которую перед битумом «искупали» в продукции ВЗМП, спустя 4 часа кипячения, не имела никаких признаков отслоения нефтепродукта!

Благодаря чему удается добиться подобного результата? Как пояснил Алексею Гордееву Эдуард Краснов, активация представляет собой покрытие каждой из частиц порошка специальным водоотталкивающим составом. Его гранулы имеют размер около 72 микрон – такой же, как, скажем, пищевая мука. И технологии ВЗМП позволят покрыть этим веществом 95% всех частиц порошка.

– Именно благодаря поверхностному активному веществу адгезионные и водоотталкивающие свойства нашего активированного порошка намного выше существующих аналогов, – пояснил Краснов. – Химическая формула этого вещества уникальна. Оно никогда и нигде раньше не применялось.

«Мельница, мельница – все перемелется…»

Но главный секрет производства ВЗМП даже не в химической формуле добавки. Сердце всего предприятия – уникальная мельница, перерабатывающая любые нерудные материалы плотностью до алмаза. При этом оборудование позволяет получить конечный продукт любых размеров с точностью до одного микрона. Специальный газовый классификатор после «помола» сырья отделяет то, что не соответствует заданным параметрам, отсеивает и отправляет на второй круг. Он же в процессе обработки исключает из продукции все посторонние примеси.

Скажем, в качестве исходного сырья для производства минеральных порошков используется отсев дробления известняковых пород. В нем всегда в той или иной мере присутствуют глины. И традиционные заводы не способны полностью исключить их из состава, что, собственно, и предопределяет их недостаточно высокие водоотталкивающие свойства.

На воронежском заводе глины нет уже в базовом минеральном порошке. Поэтому он является на порядок более качественным продуктом, чем аналогичные изделия на рынке, даже не пройдя дополнительную активацию.

Уникальное оборудование для Воронежа разработано в Магнитогорске и собрано в Белоруссии. Среди использованных в нем ноу-хау особое место занимает газовый подшипник, позволяющий снизить трение ротора, установленного внутри двух цилиндров, перемалывающих сырье. Благодаря накачанному под высоким давлением воздуху вал без всяких подпорок «зависает» в 4 мм над поверхностью и плавает, словно на воздушной подушке. Плюс такого решения в том, что не требуется центровать сырье внутри цилиндров. Нет необходимости и в их сверхкрепких стенах: продукт дробится, сталкиваясь сам с собой за счет центробежной силы.

Уникален и электронный комплекс управления. Чтобы увидеть его, Алексей Гордеев вместе с другими гостями поднялся в цехе на «капитанский мостик», где управляют всеми процессами операторы завода. Параметры поступающего в агрегат сырья, текущие и конечные показатели перерабатываемой продукции, потребление газа, расход воздуха, соблюдение всех экологических параметров и противопожарной безопасности – все контролирует электроника. В любых ситуациях она сама выдает операторам максимально эффективный вариант решения любой возникающей проблемы.

Автоматика – также «детище» магнитогорских специалистов. Кроме этого, использованы и современные европейские технологические разработки. В частности, швейцарские приборы, осуществляющие измерения температуры, влажности и других показателей сырья и передающие их в «мозг» управления оборудованием. В немецкой компании закуплена адаптивная газовая горелка. Она регулирует конфигурацию пламени в сушильном барабане, чтобы подсушить те части сырья, где приборы фиксируют более влажное пятно.

Любопытная деталь: так как человеческий фактор практически исключен из процесса производства, завод в принципе не может делать брак: при любом отклонении от заданных параметров выпускаемой продукции электроника просто остановит работу оборудования.

Совместными усилиями

Закончив осмотр ВЗМП, Алексей Гордеев особо отметил, что уникальную нанотехнологию производства, не имеющую аналогов в России и в мире, создали и запатентовали воронежские специалисты. Он назвал это направление очень перспективным.

– Все, что я увидел, мне очень интересно и понравилось, – сказал губернатор.

А руководитель управления автомобильных дорог и дорожной деятельности области Александр Трубников уточнил:

– Дорожники области уже оповещены, что начиная с 2013 года без этого порошка ни одна тонна асфальта выпускаться не будет. По-другому быть больше не может. В данном случае речь не идет о каком-то удорожании асфальтобетонных смесей и конечной стоимости ремонта дорог: почти все, что производители вложат в порошок, они сэкономят на битуме или других компонентах. При этом качество выйдет на совершенно новый уровень. В конце 2012 года мы уже сделали несколько небольших участков дорог в Воронеже с применением порошка. В этом сезоне процесс станет повсеместным.

– В ЦЧР есть лишь единичные примеры реального внедрения в промышленное производство инновационных технологий, – рассказал глава Центрально-Черноземного банка Сбербанка РФ Александр Соловьев. – Два из них – в Белгородской области и теперь третий – в Воронежской. Поэтому мне как представителю банка хочется только низко поклониться этим людям, которые поставили для себя столь высокую планку и реализовали проект, не имеющий аналогов ни в России, ни в мире.

– На самом деле мы двигались вперед, как знаменитая российская тройка, бок о бок с правительством области и Цент­рально-Черноземным банком, – пояснил Эдуард Краснов. – Они очень сильно помогли нам. Скажем, первый заместитель председателя правительства области Александр Гусев оказал неоценимое содействие в получении самой промплощадки, в подведении к ней инженерных и информационных коммуникаций. Эффективно сработал департамент имущественных и земельных отношений во главе с Максимом Увайдовым в вопросах предоставления нам разрешительной документации на землю. Александр Трубников уже на этапе строительства завода свел нас с представителями дорожных компаний и предприятий по производству асфальтобетона, чтобы мы могли заранее оговорить алгоритм совместной работы. В нашу идею поверил Александр Соловьев, и Сбербанк выделил нам кредит на 90 млн руб. Поэтому то, что мы видим сегодня, – это наше общее успешное дело.

Год прорыва

Как рассказал корреспонденту «Берега» коммерческий директор ООО «ВЗМП» Анатолий Перьков, на сегодня у компании уже шесть крупных заказчиков, которые в собственных лабораториях ведут тестирование воронежской продукции. Среди них и компании, учредителем которых является правительство Воронежской области, и компания «Трансстроймеханизация», которая осуществляет реконструкцию трассы М-4, и предприятие, занимающееся содержанием самой известной дороги России Москва – Санкт-Петербург.

Каждый заказ на предприятии является адаптивным под конкретного потребителя – особенно это важно для тех, кто варит асфальтобетонную смесь на современном западном оборудовании и имеет высокий уровень технологических процессов в дозировке. В подобных случаях минеральный порошок выпускается непосредственно под определенные компоненты производимого изделия: скажем, под типы битума или щебня.

– Нам часто задают вопрос: «Сколько лет будет лежать такой асфальт?» Мы не хотим и не будем голословно называть сегодня цифры, – сказал Эдуард Краснов. – Для объективного и точного ответа мы должны не просто произвести продукт, но и положить асфальт, сваренный с использованием порошка, на участки дорог. Поставить туда датчики, собрать динамическую информацию о физических параметрах покрытия. И уже на их основании по существующим математическим моделям машина выдаст результат: вы увеличили срок службы дорожного покрытия в такое-то количество раз! Думаю, через несколько месяцев мы сможем смело назвать такую цифру.

Склад готовой продукции ВЗМП позволяет сегодня хранить до 1400 тонн минерального порошка. Для удобства потребителей часть ее фасуется в мягкие мешки. В будущем у партнеров появится возможность вести на заводе погрузку порошка непосредственно в железнодорожные вагоны – для этого есть соответствующая ветка.

– В перспективе ВЗМП планирует выйти на целый ряд других рынков, кроме производства асфальтобетона, – пояснил Эдуард Краснов. – Ведь наша уникальная мельница позволяет заниматься измельчением самых различных материалов. Например, песков латненского месторождения, кварцевая мука из которых может широко применяться в радиоэлектронике, в оптике, в высокоточных приборах. Перемолотая глина – основа в выпуске облицовочных и огнеупорных кирпичей. Горы шлама и других отходов металлургических комбинатов – потенциальное сырье для строительных смесей. Перемолотый известняк востребован комбикормовыми заводами. И все это – только начало.

По словам директора ООО «ВЗМП» Александра Решетникова, к предприятию уже обратились бизнесмены из Варшавы, предложив стать представительством воронежского завода в Европе. Поставки продукции ВЗМП намечены в различные уголки России – от Краснодара до Тюмени.

– А в апреле в Мюнхене компания «Баумаш» – ведущий поставщик дорожной техники на российский рынок – проводит симпозиум всех крупнейших предприятий отрасли из Европы и России, – рассказал Александр Решетников. – Я приглашен туда. И на этом международном форуме на презентацию нашего завода его организаторы уже выделили целых 40 минут. Так что убежден: 2013 год станет для нас прорывным!