Сколько стоит «поставить на счетчик»
Как известно, в соответствии с действующим законодательством неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются. Но новый, купленный в магазине прибор учета изначально уже был должным образом проверен и опломбирован предприятием-изготовителем. А как его эксплуатировать дальше, подробно расписано в инструкции, техническом паспорте и т.д.
Прокуратура встала на защиту
Как рассказала «Берегу» руководитель Общественного совета по вопросам развития ЖКХ при главе города и некоммерческого партнерства «Воронежское содружество ТСЖ» Ольга Фролова, в ходе текущей работы ей приходилось неоднократно сталкиваться с подобными ситуациями.
– Но такие требования УК противоречат статье 16 Федерального закона «О защите прав потребителей», которая запрещает обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других, – пояснила Ольга Евгеньевна. – Согласно п.31 Постановления Правительства РФ №354, поставщик коммунальных ресурсов обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального прибора учета, а также – осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального общего (квартирного) или комнатного прибора учета. Поставщик ресурсов обязан приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора в эксплуатацию. Проще говоря, счетчики в эксплуатацию вам обязаны вводить бесплатно.
– Но ведь может быть такое, что УК или поставщик ресурса откажется бесплатно вводить счетчик?
– Да. И когда такие ситуации возникали в Воронеже, мы советовали гражданам обращаться в Роспотребнадзор или прокуратуру. Но на моей практике после подобных обращений удавалось найти общий язык с УК, и приборы учета вводились в эксплуатацию бесплатно.
Но иногда ситуация «мирным путем» не решается. Так было, скажем, в Павловске. И тогда в дело вступает суд.
– В чем была суть процесса?
– Прокурор района подал иск в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Павловскводоканал». Он потребовал признать незаконными, нарушающими права и интересы граждан действия МП по навязыванию дополнительной платной услуги по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрации приборов учета воды потребителям услуг водоснабжения. Также прокурор просил суд обязать ответчика не допускать при оказании услуг водоснабжения гражданам навязывание обязательных платных услуг, связанных с опломбированием приборов учета.
– Чем мотивировал свои действия водоканал?
– Мол, плата необходима как раз за обследование, допуск в эксплуатацию и регистрацию узла учета. Однако эти действия противоречат положениям п.1 ст.421 ГК РФ о том, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением установленных законом или договором случаев. А согласно подпункту «г» п.52 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307, потребитель коммунальных услуг обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Требований производить обследование, допуск в эксплуатацию и регистрацию прибора учета воды, в т.ч. опломбирование приборов учета воды за счет потребителей коммунальных услуг, не предусмотрено ни данными Правилами, ни иными нормативными актами РФ.
Несостоятельная аргументация
– И все же: на что ссылались представители МП? Ведь если с аналогичной ситуацией столкнутся воронежцы, им надо предвидеть аргументы противоположной стороны…
– Представитель «Павловскводоканала» пояснил, что при принятии собственником помещения решения о переходе на оплату потребляемой воды по приборам учета, он обращается в абонентский отдел МП для получения технических условий. Далее по своему выбору он или сам монтирует прибор учета, или эту услугу оказывает предприятие. Следующий этап – гражданином подается заявка на ввод узла учета в эксплуатацию. Эта услуга оплачивается согласно прейскуранту цен. При выходе на место контролеры проверяют установку и правильность монтажа прибора учета, паспорт прибора, пломбы, наличие поверки прибора, дополнительных вводов. После выполнения указанных работ на месте присоединения прибора учета устанавливается пломба и составляется с участием собственника акт ввода в эксплуатацию. И, мол, действиями МП «Павловскводоканал» требования Закона «О защите прав потребителей» не нарушаются, т.к. у гражданина имеется выбор, какие работы делает он сам, а какие предприятие, что влияет на размер оплаты.
Кроме того, в МП «Павловскводоканал» объясняли свою позицию тем, что при обращении предприятия в управление региональных тарифов ему было отказано в просьбе о включении в тариф на воду расходов по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, поскольку не все потребители воды имеют приборы учета. Поэтому, мол, такая услуга и оплачивается индивидуально.
Павловский водоканал в своих возражениях ссылался на требования ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 28.11.2009 №261-ФЗ и приказ Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 №149, в которых указано, что гражданин обязан за свои собственные средства вводить в эксплуатацию приборы учета. Но в данных нормативных документах не содержится требований, обязывающих гражданина-потребителя коммунальной услуги получить от ресурсоснабжающей организации разрешение на ввод в эксплуатацию прибора учета воды, на допуск в эксплуатацию прибора учета, опломбирование прибора и его регистрацию.
Согласно данному приказу порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть прописан в договоре на установку (замену) прибора учета, заключенном между организацией, устанавливающей (производящей замену) прибор учета, и заинтересованным лицом.
Но! Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не налагает на гражданина обязанности получить разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а обязывает его фактически эксплуатировать прибор учета в соответствии с действующим законодательством, т.е. обеспечить надлежащую эксплуатацию прибора учета, его сохранность, своевременную замену. Потребителю важно помнить: после установки прибора учета ему необходимо сохранять инструкцию по эксплуатации и технический паспорт на него до выхода счетчика из строя. Без соответствующих документов показания счетчика к учету не принимаются!
– Суд встал на сторону прокуратуры и населения?
– Да. Им было установлено, что ресурсоснабжающей организацией МП «Павловскводоканал» по отношению к физическим лицам, желающим вносить плату за воду по показаниям прибора учета, неправомерно расширены требования, указанные в подпункте «г» п.52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. И что данный пункт не включает требований об установке пломб на приборах учета за счет граждан-потребителей. Поэтому суд признал действия «Павловскводоканала» незаконными.
– Если возникнет подобный спор в Воронеже, то можно в суде ссылаться на опыт Павловска?
– У нас нет прецедентного права. И все же подобное решение создает определенную точку отсчета, на которую можно и нужно сослаться в случае аналогичного процесса. Но, надеюсь, в Воронеже мы сумеем решать подобные вопросы «мирным путем».
КСТАТИ
Несмотря на снегопады, настоящее тепло уже не за горами. Однако вместе с солнечными лучами и первой зеленью обнажаются несанкционированные свалки отходов, которые нередко содержат крайне опасные компоненты (ртутьсодержащие лампы, например). На всеобщее обозрение предстают незакрытые канализационные люки и многие другие оставшиеся без надлежащего внимания объекты городской среды и благоустройства. Сделать Воронеж чище и безопаснее – в интересах всех жителей города. Поэтому в рамках общественного контроля и мониторинга горожане могут сообщить обо всех выявленных ими экологических нарушениях.
Сделать это можно тремя доступными способами:
– опустить письменное обращение в ящик «Экологической почты», расположенной на пл. Ленина, 8 (первый этаж) – по вопросам охраны окружающей среды;
– оставить сообщение в социальной сети «ВКонтакте» – http://vk.com/im#/club35152646 – в теме акции «Здесь будет чисто» – по фактам захламления территорий;
– по всем фактам нарушений в сфере благоустройства, состояния городской среды – направить обращение через сайт: http://красивыйворонеж.рф/about5 (http://vk.com/im#/voronezh_krasiv).
Ваша информация будет обработана, направлена уполномоченным органам государственной власти и/или местного самоуправления, а в установленные сроки вы получите ответ на ваше обращение.
Не будьте равнодушными! Давайте сделаем наш город красивым и чистым!