Газета,
которая объединяет

Сколько стоит «поставить на счетчик»

Как вводить в эксплуатацию индивидуальные приборы учета
Рубрика: от
Автор:

Как известно, в соответствии с действующим законодательством неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются. Но новый, купленный в магазине прибор учета изначально уже был должным образом проверен и опломбирован предприятием-изготовителем. А как его эксплуатировать дальше, подробно расписано в инструкции, техническом паспорте и т.д.

Следовательно, купив в магазине счетчик, гражданин должен просто написать заявление в свою управляющую организацию или ТСЖ, а она – установить его и ввести в эксплуатацию. Но на практике дело зачастую обстоит иначе. Многие УК квалифицируют установку и опломбирование приборов учета как две самостоятельные услуги, взимая плату за каждую из них. При этом у жителей, которые отказываются платить за опломбирование, не принимают коммунальные платежи по показаниям якобы нелегализованного прибора.

Прокуратура встала на защиту

Как рассказала «Берегу» руководитель Общественного совета по вопросам развития ЖКХ при главе города и некоммерческого партнерства «Воронежское содружество ТСЖ» Ольга Фролова, в ходе текущей работы ей приходилось неоднократно сталкиваться с подобными ситуациями.

– Но такие требования УК противоречат статье 16 Федерального закона «О защите прав потребителей», которая запрещает обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других, – пояснила Ольга Евгеньевна. – Согласно п.31 Постановления Правительства РФ №354, поставщик коммунальных ресурсов обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального прибора учета, а также – осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального общего (квартирного) или комнатного прибора учета. Поставщик ресурсов обязан приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора в эксплуатацию. Проще говоря, счетчики в эксплуатацию вам обязаны вводить бесплатно.

– Но ведь может быть такое, что УК или поставщик ресурса откажется бесплатно вводить счетчик?

– Да. И когда такие ситуации возникали в Воронеже, мы советовали гражданам обращаться в Роспотребнадзор или прокуратуру. Но на моей практике после подобных обращений удавалось найти общий язык с УК, и приборы учета вводились в эксплуатацию бесплатно.

Но иногда ситуация «мирным путем» не решается. Так было, скажем, в Павловске. И тогда в дело вступает суд.

– В чем была суть процесса?

– Прокурор района подал иск в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Павловскводоканал». Он потребовал признать незаконными, нарушающими права и интересы граждан действия МП по навязыванию дополнительной платной услуги по обследованию, допуску в эксплуатацию и регистрации приборов учета воды потребителям услуг водоснабжения. Также прокурор просил суд обязать ответчика не допускать при оказании услуг водоснабжения гражданам навязывание обязательных платных услуг, связанных с опломбированием приборов учета.

– Чем мотивировал свои действия водоканал?

– Мол, плата необходима как раз за обследование, допуск в эксплуатацию и регистрацию узла учета. Однако эти действия противоречат положениям п.1 ст.421 ГК РФ о том, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением установленных законом или договором случаев. А согласно подпункту «г» п.52 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307, потребитель коммунальных услуг обязан обес­печить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Требований производить обследование, допуск в эксплуатацию и регистрацию прибора учета воды, в т.ч. опломбирование приборов учета воды за счет потребителей коммунальных услуг, не предусмотрено ни данными Правилами, ни иными нормативными актами РФ.

Несостоятельная аргументация

– И все же: на что ссылались представители МП? Ведь если с аналогичной ситуацией столкнутся воронежцы, им надо предвидеть аргументы противоположной стороны…

– Представитель «Павловск­водоканала» пояснил, что при принятии собственником помещения решения о переходе на оплату потребляемой воды по приборам учета, он обращается в абонентский отдел МП для получения технических условий. Далее по своему выбору он или сам монтирует прибор учета, или эту услугу оказывает предприятие. Следующий этап – гражданином подается заявка на ввод узла учета в эксплуатацию. Эта услуга оплачивается согласно прейскуранту цен. При выходе на место контролеры проверяют установку и правильность монтажа прибора учета, паспорт прибора, пломбы, наличие поверки прибора, дополнительных вводов. После выполнения указанных работ на месте присоединения прибора учета устанавливается пломба и составляется с участием собственника акт ввода в эксплуатацию. И, мол, действиями МП «Павловскводоканал» требования Закона «О защите прав потребителей» не нарушаются, т.к. у гражданина имеется выбор, какие работы делает он сам, а какие предприятие, что влияет на размер оплаты.

Кроме того, в МП «Павловск­водоканал» объясняли свою позицию тем, что при обращении предприятия в управление региональных тарифов ему было отказано в просьбе о включении в тариф на воду расходов по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, поскольку не все потребители воды имеют приборы учета. Поэтому, мол, такая услуга и оплачивается индивидуально.

Павловский водоканал в своих возражениях ссылался на требования ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 28.11.2009 №261-ФЗ и приказ Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 №149, в которых указано, что гражданин обязан за свои собственные средства вводить в эксплуатацию приборы учета. Но в данных нормативных документах не содержится требований, обязывающих гражданина-потребителя коммунальной услуги получить от ресурсоснабжающей организации разрешение на ввод в эксплуатацию прибора учета воды, на допуск в эксплуатацию прибора учета, опломбирование прибора и его регистрацию.

Согласно данному приказу порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть прописан в договоре на установку (замену) прибора учета, заключенном между организацией, устанавливающей (производящей замену) прибор учета, и заинтересованным лицом.

Но! Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не налагает на гражданина обязанности получить разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а обязывает его фактически эксплуатировать прибор учета в соответствии с действующим законодательством, т.е. обеспечить надлежащую эксплуатацию прибора учета, его сохранность, своевременную замену. Потребителю важно помнить: после установки прибора учета ему необходимо сохранять инструкцию по эксплуатации и технический паспорт на него до выхода счетчика из строя. Без соответствующих документов показания счетчика к учету не принимаются!

– Суд встал на сторону прокуратуры и населения?

– Да. Им было установлено, что ресурсоснабжающей организацией МП «Павловск­водоканал» по отношению к физическим лицам, желающим вносить плату за воду по показаниям прибора учета, неправомерно расширены требования, указанные в подпункте «г» п.52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. И что данный пункт не включает требований об установке пломб на приборах учета за счет граждан-потребителей. Поэтому суд признал действия «Павловскводоканала» незаконными.

– Если возникнет подобный спор в Воронеже, то можно в суде ссылаться на опыт Павловска?

– У нас нет прецедентного права. И все же подобное решение создает определенную точку отсчета, на которую можно и нужно сослаться в случае аналогичного процесса. Но, надеюсь, в Воронеже мы сумеем решать подобные вопросы «мирным путем».

КСТАТИ

Несмотря на снегопады, настоящее тепло уже не за горами. Однако вместе с солнечными лучами и первой зеленью обнажаются несанкционированные свалки отходов, которые нередко содержат крайне опасные компоненты (ртутьсодержащие лампы, например). На всеобщее обозрение предстают незакрытые канализационные люки и многие другие оставшиеся без надлежащего внимания объекты городской среды и благоустройства. Сделать Воронеж чище и безопаснее – в интересах всех жителей города. Поэтому в рамках общественного контроля и мониторинга горожане могут сообщить обо всех выявленных ими экологических нарушениях.

Сделать это можно тремя доступными способами:

– опустить письменное обращение в ящик «Экологической почты», расположенной на пл. Ленина, 8 (первый этаж) – по вопросам охраны окружающей среды;

– оставить сообщение в социальной сети «ВКонтакте» – http://vk.com/im#/club35152646 – в теме акции «Здесь будет чисто» – по фактам захламления территорий;

– по всем фактам нарушений в сфере благоустройства, состояния городской среды – направить обращение через сайт: http://красивыйворонеж.рф/about5 (http://vk.com/im#/voronezh_krasiv).

Ваша информация будет обработана, направлена уполномоченным органам государственной власти и/или местного самоуправления, а в установленные сроки вы получите ответ на ваше обращение.

Не будьте равнодушными! Давайте сделаем наш город красивым и чистым!