Газета,
которая объединяет

Забота ума и сердца

В «Городе доверия» власть и общество настраивают диалог

В Воронеже прошла конференция «Город доверия: власть и общество». В работе городской ассамблеи принял участие и.о. главы администрации Воронежа Геннадий Чернушкин.

Основная цель собрания – создать новый формат взаимодействия городской власти с генераторами общественных инициатив и запросов.

Общество и власть

«На самом деле мы планировали в названии мероприятия после двоеточия написать не «власть и общество», а «общество и власть». Просто дизайнер попал в сети стереотипного мышления, а мы вовремя не проследили. Конечно, общество должно быть на первом месте. Мы, все здесь сидящие – представители общества, которые любят свою страну и город. И процветание Воронежа – это забота наших сердца и ума», – сообщил, открывая встречу, известный в столице Черноземья общественник Николай Сапелкин.

Работа конференции (в которой участвовали более ста представителей некоммерческих организаций, авторитетных экспертов, общественных объединений) была разбита на несколько секций. Их темы: «Экспертный потенциал городского сообщества», «Гражданские инициативы в развитии города», «Работа с инициативной молодежью Воронежа». А открылось собрание пленарным заседанием «Обновленный город: модели взаимодействия гражданского общества и городской власти». Заметим, что «Городу доверия» предшествовал ряд дискуссий под названием «Обновленный город», который проходил в течение последних полугода и завершился только 30 мая. Координатор дискуссионного проекта, председатель правления ВОПОО «Русские люди» Константин Квасов вкратце познакомил тех из собравшихся, кто не принимал участия в дискуссиях, с темами круглых столов и некоторыми резюме. Так, по словам Квасова, в ходе обсуждения застройки Воронежа доцент ВГАСУ предостерег коллег: Воронеж рискует пойти по пути Детройта, известного в США как «мертвый город». Позже данную тему в рамках конференции продолжил небезызвестный политик, экс-руководитель города предперестроечной поры Владимир Анищев. Он выступил против «бездумных масштабных строек в центре города типа отеля «Марриотт».

Есть доверие?

Затем участники конференции обсудили вопросы использования потенциала городского сообщества и гражданских инициатив в развитии города, организации моделей взаимодействия общества и власти, повышения доверия горожан к представителям власти.

Подробно разбирались и вопросы эффективности работы общественников. Руководители некоммерческих организаций приводили в пример уже реализованные проекты и программы. НКО, как настаивала в своем выступлении исполнительный директор региональной общественной организации «Центр экологической политики» Анна Воронина, – это «наиболее эффективное с экономической и социальной точки зрения объединение».

– Могу показать на цифрах и фактах, что вклад НКО, занятых в сфере охраны окружающей среды и защиты животных, достаточно велик. Его доля в валовом региональном продукте и валовом внутреннем продукте сопоставима с вкладом органов местного самоуправления и сравнима с вкладом органов государственной власти, – заметила Анна.

При этом, по мнению выступающей, деятельность НКО недооценивается. «Например, была уродливая вырубка деревьев на муниципальной территории, а целевой сбор за это возложили на жителей. Они обратились к нам. Направляем обращение в гордуму, и оттуда приходит ответ: «Совет дома подписал акт о приемке работ». Это что, отписка? Они думают, в таком случае мы побоимся оспаривать в суде незаконное взимание денег с населения? Есть доверие? Нет его».

Продолжая разговор о доверии между НКО и властью, Воронина отметила, что сейчас особенно остро стоит вопрос об информированности обеих сторон о деятельности друг друга. Да и о самих НКО знают только 2 процента воронежцев, как показал недавний соцопрос, причем половина от этого мизерного количества думают, что НКО – это государственные структуры. Сказалась, видимо, массированная пропаганда в СМИ таких тяжеловесных конструкций, как Большой Совет НКО и тому подобных статусных организаций. Причем, без какого-либо ощутимого и известного жителям результата их деятельности.

«Мягкая инвентаризация»

Последний тезис поддержал в своем выступлении политолог Дмитрий Нечаев. Он предложил «мягкую инвентаризацию», чтобы отсечь малоэффективные организации, а также структуры, являющиеся проводником чуждых российскому обществу идей и смыслов. Политолог отметил, что сегодня в Воронеже власти готовы придерживаться партнерской модели взаимоотношений, она готова слышать, интегрировать идеи и по возможности их реализовывать.

«В последние 15-20 лет уровень доверия населения к руководству Воронежа был невысоким, в лучшем случае в пределах 30 процентов. Для того чтобы повысить это доверие, необходимо выработать определенную модель взаимодействия. Идеальная модель взаимоотношений власти и общества – партнерская. Она имеет две вариации: вариация садовника, когда власть взращивает некоммерческие общественные организации, от которых затем исходят созидательные идеи, и вариация архитектора, когда власть должна проектировать будущее сектора гражданских инициатив. Без такого подхода власть не может быть эффективной», – развернул свою мысль Дмитрий Нечаев.

Элита смыслов

Для выстраивания качественного диалога на всех уровнях Геннадий Чернушкин предложил вспомнить, что его участниками являются не только такие субъекты, как «общество» и «власть», но и «элита». Притом что к элите градоначальник относит не только и не столько бизнес.

«Элита – это люди, лидеры общественного мнения, те, кто генерирует смыслы, которые другие люди могут положить в основу своего мировоззрения», – дал определение Геннадий Чернушкин. Также градоначальник выступил с инициативой создания при мэрии совета старейшин, куда, в частности, могут войти присутствовавшие на конференции «Город доверия» бывший воронежский губернатор Иван Шабанов и бывший градоначальник Владимир Анищев.

Последний, как и тысячи экспертов по всей стране, назвал самой серьезной проблемой взаимодействия власти и общества коррупцию. Иван Шабанов в своей речи вспомнил, как на волне демократизации начала 90-х годов мотивированные, по его мнению, третьей силой общественные активисты не допустили строительства Воронежской атомной станции теплоснабжения, чем нанесли значительный ущерб местной экономике. А сейчас в регионе наблюдается активное противодействие разработкам никелевых месторождений в Новохоперском районе со стороны «псевдоэкологов» и вообще «чуждых процветанию области» элементов. Тоже корыстно замотивированных, уверен Шабанов.

С экс-губернатором не согласилась Воронежская правозащитница Наталья Звягина, заявившая, что общественные организации правозащитного толка откликаются на нужды жителей города и области, а не придумывают эти нужды за них.

Три кита диалога

Геннадий Чернушкин с удовлетворением отметил, что на конференции «Город доверия» прозвучали полярные мнения. «По возможности я буду посещать подобные мероприятия, и если меня ничем не удивят, то я пойму, что что-то тут не так, что мы уже не креативим, ведь гражданское общество должно высказывать самые новые, передовые идеи», – отметил и.о. мэра Воронежа.

По его мнению, самый главный инструмент, позволяющий повысить уровень доверия к работе органов власти и сделать взаимодействие с обществом эффективным – личный пример.

– Нужно стремиться к тому, чтобы людей, чей образ жизни может стать примером, в мэрии было как можно больше. Это сначала поменяет моральный облик чиновника, а потом и отношение общества к чиновникам. Самые развитые, перспективные и эффективные молодые люди сегодня, к сожалению, не стремятся работать в муниципалитете. Но нужно ставить задачу по преодолению этой ситуации. Мы находимся в самом начале пути, и нам еще предстоит много работы, – сказал Геннадий Чернушкин. Вместе с тем градоначальник признался, что все проблемы, поднятые участниками, уже известны, а новых, неожиданных путей их решения никто не высказал. Геннадий Викторович подтвердил, что всячески готов поддерживать механизмы общественного аудита. Власть, по его мнению, должна стоять на трех китах – открытость, профессионализм и ответственность. Общество заинтересовано в диалоге именно с такой властью.