Газета,
которая объединяет

Взять и поделить

Отгремел День милиции (ну, так привычнее говорить, не правда ли?), а уже 11 ноября российским полицейским преподнесли своеобразный подарок. А именно ­ «Концепцию комплексной организационно­-управленческой реформы правоохранительных органов РФ». Проект разработан экспертами комитета гражданских инициатив (КГИ) совместно с группой экспертов Института проблем правоприменения Европейского университета в Петербурге и фондом ИНДЕМ.

Комитетом, что является главным креатором Концепции реформы полиции, руководит бывший министр финансов Алексей Кудрин. Не знаю, как вам, а для меня эта комитетская инициатива стала неожиданностью. Каким­-то очень далеким представляется рафинированный Кудрин от такой круто замешанной на надеждах и крови народной теме, как полиция. Лично я только пару раз в жизни понимал, что хотел сказать Кудрин. Один из них, когда он отвечал Медведеву, что уволится не по его желанию, а если так решит Путин. В остальных случаях, о чем бы Алексей Кудрин ни говорил, он слишком высоко отрывался от земли.

А полиция, как и милиция – это именно что «земля». Как заметил один офицер полиции в гангстерском кино, «живые – вверху, мертвые – внизу, а мы – посередине». И вот те, кто как бы «сверху и сбоку» (я о КГИ), предлагают произвести настоящую революцию полномочий – раздел правоохранительных органов. Из благих, не сомневаюсь, побуждений.

Предлагается ввести три уровня управления: муниципальный, региональный и федеральный. У каждого – свои полномочия, функции и система подотчетности, причем полиция более высокого уровня заинтересована расследовать злоупотребления полиции нижестоящего уровня. В компетенцию региональной полиции попадет преследование по нетяжким преступлениям и преступлениям средней тяжести; федеральной – по тяжким и особо тяжким на всей территории страны. У федеральной должны быть свои подразделения на уровне субъектов Федерации и районов, у региональной – на уровне районов и муниципалитетов, но они должны быть достаточно автономны друг от друга. Патрульную службу, участковых и дежурные части относят к ведению муниципальной полиции. Следователи МВД, дознаватели, бывшие сотрудники ФСКН, ОМОН и ГИБДД – вольются в структуры региональных подразделений МВД. Федеральный уровень предлагается формировать на базе Следственного комитета.

«Сейчас даже участковые отчитываются и начальству райотдела, и в ГУВД, и выше, а мнение граждан их не волнует никак. Бирюлево – прямое следствие такой чрезмерной централизации полиции», – пишут авторы проекта. Полицию, по их мнению, надо усилить именно на том уровне, где она чаще всего вступает в контакт с гражданами. «Закон 2003 года об основах местного самоуправления предусматривал создание муниципальной полиции и принятие закона о ней, но МВД предпочитает об этом не вспоминать все эти десять лет. На муниципальном уровне полиция должна отчитываться перед гражданами непосредственно или через их представительные органы, частично финансироваться из местных бюджетов», – говорит Вадим Волков, руководитель упомянутого выше партнера КГИ – Института проблем правоприменения.

Отчет полиции перед гражданами – это здорово. По­-моему, так действуют шерифы в США, они даже баллотируются на свои должности и могут быть досрочно отстранены от них.

Однако у российских муниципалитетов вряд ли хватит средств на содержание местной полиции. Денег муниципалитетам, как правило, недостает, они, по сути, сидят без бюджета. К тому же проект преобразования МВД в муниципальную и федеральную полицию с выводом внутренних войск из подчинения ведомству активно предлагался во времена, когда министром МВД был еще печально известный Борис Грызлов. Но тогда Минфин, который возглавлял нынешний реформатор полиции Кудрин, не поддержал проект из­-за нехватки финансирования.

Впрочем, критика обнародованной концепции опирается не только на недостаток средств. Не исключено, что предложенная реформа ведомства копов (раз уж мы берем пример с США) приведет к сумятице в их реальной работе.

Вот наткнулся на комментарий изнутри системы: «Когда в правоохранительные органы поступает сигнал, невозможно быть точно уверенным, что это именно преступление, а не административный проступок. Подчас невозможно точно определить его тяжесть. Преступление небольшой тяжести может оказаться особо тяжким, и наоборот. Получается, выехали муниципальные полицейские, «переквалифицировали» преступление и сказали, что это не по их части. Потом приехали «регионалы», и повторяется то же самое. Пока правоохранительные органы разного уровня будут «играть в футбол», преступника и след простынет».

Есть в концепции и предложения по изменению отчетности, но это уже детали. Однако стоит признать, что данная попытка куда содержательнее изменения названия ведомства, предпринятого Медведевым. Та реформа, вообще, похоже, никакого смысла не имела.