Газета,
которая объединяет

Всадники без голов

Рубрика: Колумнистика№ 96 (1811) от
Автор: Анна Жидких

В субботу на Гвардейской сбили ве­лосипедиста. Аккурат в день проведения в Воронеже велофестиваля. То, что эти два события произошли одновременно - воля провидения, как ни кощунственно звучит. Пока бездействуют на Земле, силы небесные настойчиво напоминают о необходимости что-то менять в нашем ущербном законодательстве.

Тема безопасности на дорогах – одна из самых популярных не только у СМИ, в обществе в целом. Актуальность ее подкрепляется стати­стикой: ДТП со смертельным исходом даже в формате одной области  нашей, не нашей, не суть важно – происходят ежедневно. И мотоциклисты с велосипедистами в числе жертв  далеко не редкость. Официальные данные описывают положение вещей: по­ловина погибших в результате ДТП – наиболее уязвимые участники дорожного движения. Кто это? Да к бабушке не ходи: пешеходы (22%), велосипедисты (5%) и мотоци­клисты (23%). Откуда такая арифметика? Тоже не секрет: в России вопросы безопасности движения пешеходов и велосипедистов попросту игнорируются при разработке транспортной инфраструктуры, принятии решений, опре­деляющих формирование дорожной сети.

Мы, конечно, не Африка, где ходьба пешком и езда на велосипеде – основные формы передвижения большин­ства. И не Юго-Восточная Азия, широко использующая устойчивые и простые в управлении мотоциклы. Но раз есть на отечественных дорогах любители крутить педали – значит, есть и проблемы, с ними связанные. И еще какие!

Водители не дадут соврать: да, наши пешеходы – не самый дисциплинированный, к сожалению, контингент. Но по сравнению с велосипедистами и мотоциклистами они отдыхают. Зачастую двухколесные транспортные средства возникают перед мчащимся авто как из-под земли – и поди отреагируй в доли секунды на их ли­хой маневр. Безграмотный, а то и откровенно наглый. Психология лихачей ясна: хотят показать (кому только – непонятно), насколько они мобильны и бесстрашны. Иные отрабатывают комплекс неполноценности, ими же и культивируемый: отвязной ездой как бы уверяют очевидцев, что автомобиль им без надобности. Потому как – смотрите все! – на мотоцикле можно ездить с не меньшей, как минимум, скоростью. И фактически без ограничений – куда хочу, туда, пользуясь миниатюрным калибром, и нырну! То, что дело происходит на дороге, по которой в шесть рядов на скорости движется габаритный транспорт, во внимание не принимается. И водители машин становятся заложниками ситуации: резко тормо­зят перед «всадником» на двух колесах, но без головы, скоропостижно перестраиваются и т.п. Удалось – слава Богу, нет – смотри начало колонки...

«Человек» – звучит страшно. Модель поведения ду­рака можно скорректировать только жестким запретом. Который и должен четко указать место на дороге, отве­денное велосипедам и мотоциклам. А уговоры и доводы – мертвому припарки. В пользу, кстати, законодательных мер – и мировой опыт: в странах с низким уровнем до­хода на долю наиболее уязвимых участников дорожного движения (пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов, вместе взятых) приходится 57% погибших в результате ДТП, в странах с высоким доходом – 39%. Получается, чем страна цивилизованней и законодательно оснащенней – тем безопасней ее дороги.

Дополнением к теме видятся помехи, создаваемые на воронежских перекрестках гражданами, преследующими, скажем так, сугубо утилитарные цели. Так, у Пирамиды в Северном регулярно «дежурит» побирушка-инвалид. Его иной раз даже не видно из-за скопления машин, между которыми он лавирует по непредсказуемой траектории в надежде на милость из окна. Пока горит красный свет, несчастный объезжает на тележке стоящие ряды. Непонятно, куда смотреть – на него или светофор. На перекрестке у Цирка регулярно активничают ребята в униформе, собирающие пожертвования больным детям. А около ВоГРЭСа – еще один сложный перекресток – обитает владелец маленьких триколоров, которые он рас­совывает в окна машин вместе с запиской, сообщающей о том, что товарищ – немой, а эти флажки надо купить у него по сто рублей. Не знаю, в одной ли компании с бессловесным любителем патриотической атрибутики на той же точке трудятся подростки – бросаются к фарам с тряпками. Кто сколько даст.

Лично мне не жалко подаяния ни для кого: просят – зна­чит, дай (хотя пока «дают» – живые помехи на дорогах не переведутся). Но что значит отозваться на такую просьбу, будучи за рулем? Надо его бросить, рыться в сумке в поис­ке кошелька, потом  в нем самом... И еще вопрос: разве гаишники (по-старому понятней) не видят то, что вижу я? Почему водителям нарушение правил стоит денег, а завсег­датаев перекрестков никто оттуда не просит? По меньшей мере – месяцами?