Газета,
которая объединяет

Городок наш – ничего!

В Воронеже презентовали именную Азбуку
Рубрика: Культура№ 99 (1814) от
Автор: Сергей Кисин

На днях в областном художественном музее имени Крамского презентовали «Воронежскую азбуку». Серия графики известного питерского художника Александра Флоренского один в один повторяет название книги, о необходимости появления которой говорили долго и интересно. И вот – свершилось!

«Азбука» играет роль своеобразного художественного гида по городу. На ее создание собирали деньги всем Воронежем – с помощью краудфандинговой платформы. То есть, серьезный интерес к проекту возник, по сути, еще до его реализации. И дело, видимо, не столько в том, что у нас никогда не было ничего подобного, сколько в том, что за дело взялся именно Александр Флоренский.

За столиком кафе

Многие вспомнят художника по оформлению трехтомника Сергея Довлатова, изданного в начале девяностых. Меломанам Флоренский знаком в качестве автора обложки альбома «Десять стрел» группы «Аквариум». Уникальная стилистика мастера сочетает наивность, трогательность, юмор и неизбежную его спутницу – глубину.

«Воронежская азбука» представляет собой набор картинок, «срисованных» с достопримечательностей столицы Черноземья и сдобренных остроумными авторскими репликами. Объектами внимания Флоренского стали как знаковые места, так и далеко не самые раскрученные уголки города – гребная база «Буревестник», галерея «Х.Л.А.М.», улица Щорса и прочие, отнюдь не диковинные, «персонажи».

– Все, что вы видите на этой выставке, передано автором в собрание Воронежского художественного музея, – отметил директор учреждения Владимир Добромиров. – Я сожалею, что в алфавите так мало букв. Потому что не все объекты, достойные того, чтобы быть в этой книге, в итоге в нее попали. Благодаря Александру многие теперь получат право говорить, что Воронеж в географическом отношении – нечто близкое к Иерусалиму, Тбилиси и Санкт-Петербургу.

Так и есть. Ведь именно Иерусалим, Тбилиси и Питер стали «героями» предыдущих «Азбук» Александра Флоренского.

Началось все, по словам Александра, в январе 2010 года. Тогда он впервые попал в Иерусалим. Общие знакомые порекомендовали местного поэта Михаила Короля в качестве «проводника». Художник не преминул воспользоваться предложением. Тем более, что Король, как выяснилось, – один из самых востребованных и дорогих русскоязычных гидов по культовому городу. Профессионал, а не просто так.

– Мы узнали с Мишей в толпе друг друга за километр, хотя раньше никогда не виделись, – вспоминал Флоренский. – Он знал меня по каким-то картинкам 80-х годов и по знаменитому трехтомнику Довлатова, иллюстрированному мной.

Перед тем, как попрощаться, Флоренский и Король зашли в кафе – кофейку попить. И тут Михаил предложил сделать совместную книгу («ты же художник, а я поэт»). Что, по словам Александра, прозвучало довольно нелепо, потому как стихи Короля, хоть и хороши, но совершенно непригодны для иллюстрирования. И тогда родилось предложение сделать «Иерусалимскую азбуку». Король планировал написать 33 стишка, на русском языке, а художнику предстояло нарисовать 33 картинки.

Потенциальный раритет

– Идея мне понравилась, и я согласился, – прокомментировал момент рождения проекта Флоренский. – Кроме того, было очевидно, что человек с семьей, тремя детьми, колоссальной ежедневной загруженностью, двумя автомобилями и прочими делами будет писать 33 стихотворения лет 12. Так что работать мне придется нескоро. А я работать не люблю. И что же? Месяцев через восемь получаю электронное письмо с 30 стихотворениями. Иногда – по нескольку на одну букву. В Израиль в этот момент я ехать совершенно не собирался, поэтому написал: сочиняй на «Ё», «Ъ», «Ь», «Ы» и «Й». Думаю, ну, это еще на год. Но через четыре дня пришли остальные стихи и билет на мое имя. Деваться было некуда. Теперь в конце каждой книги пишу послесловие, где честно признаюсь, что автор идеи не я, а Миша.

– От многих людей часто слышны упреки, что от искусства нет никакой практической пользы, – заметил воронежский художник Сергей Горшков, выступая на открытии выставки. – «Воронежская азбука» опровергает этот постулат. Она – одновременно и произведение искусства, и книга, которая позволит почерпнуть кому-то новые знания о Воронеже, а не просто получить эстетическое удовольствие. Создание этой книги началось тоже с выставки. Александр привез в наш город экспозицию «Петербургская азбука». И сразу же нашлись люди, которые пожелали увидеть нечто подобное, посвященное столице Черноземья. Началось движение. В мае этого года Александр жил здесь и создавал рисунки. В итоге город получил замечательную книгу, а музей Крамского – экспозицию прекрасного художника.

Какой именно объект должен быть в книге связан с той или иной литерой – решал только сам художник. Никто никогда не просил нарисовать что-то специально, зная, что подобные просьбы бесполезны.

– Это пародия на путеводитель, хотя, отчасти, путеводитель и есть, – пояснил Александр Флоренский. – Все «Азбуки» как бы одинаковы, их хорошо серией ставить на полку. Хотя найти книжки очень проблематично: тиражи маленькие и расходятся быстро. Вот и «Воронежская азбука» – потенциальный раритет.

Два Ленина

С массой мест, увековеченных в «Воронежской азбуке», связаны интересные истории. Одна касается домов в Березовой роще. Пока домов было три – их в нужном порядке сверху украшали слова: «Слава партии Ленина». А потом построили рядом такой же четвертый. И встал серьезный вопрос: что же написать на новом доме? Вероятно, в райкоме собралась большая комиссия, обсуждая проблему. Решение нашли: четвертый, как и первый, «украсило» слово «слава». Получилось несколько по-церковному.

– Когда я узнавал новые сведения, понимал, что для меня они такие же новые, как и для многих воронежцев, – сделал вывод Флоренский. – Поэтому попытался отобразить их достоверно. А вот с орнитологией у меня слабо. Птички на рисунках подобраны по буквам, а не по ареалу обитания. Орлы-то у вас, вроде, бывают, а удоды – вряд ли. А у меня затесался. Когда на ту или иную букву получается несколько объектов на одной картинке – это веселее.

Интересная история вышла с Лениными. Тот, что с одноименной площади, – черный. Другой, родом со двора Механического завода – белый. Картинки содержат перекрестные ссылки: «смотреть также «Л», где Ленин черный» и «смотреть также «М», где Ленин белый». Вообще, по словам художника, Воронеж отличается очень большим процентом улиц с советскими названиями. В Питере такое тоже есть, но масштабы совсем другие.

Сталевар из «Спартака»

Отдельного упоминания заслуживает картинка на букву «С». Мало того, что там изображен «Спартак», а по бокам «пристроены» сойка и сова. Оказалось, что на крыше кинотеатра когда-то стояла скульптурная группа «Сталевар и скрипачка». Буквенное совпадение – ничто по сравнению с дикостью самого сочетания…

– Забавно, но господин Носырев сказал, что хочет их восстановить и ищет в Москве скульпторов, способных осуществить такую художественную задачу, – улыбнулся Флоренский. – Мне кажется, что можно скульпторов найти и здесь. Вон у вас и пол-Пушкина стоит, и Высоцкий. Что ж, авторы не «потянут» скрипачку? Москва-то тут зачем?

«Утюжок» Флоренский рисовал дважды. Шесть лет назад там были огромные буквы «Мегафон» наверху. Теперь приехал – а там уже «ВТБ». Обидели живописца – пришлось переделывать… На «Ш» оказался шинный завод. На картинке «мужик украл шину и продает».

– Я подвергаюсь критике со стороны знакомых, – посетовал Александр. – Мне вот заявили, что на картинке с Севастьяновским съездом люди похожи на пингвинов. Все равно ничего переделывать не буду. Ну, я так рисую, у меня была тройка с минусом по академическому рисованию. Это чтобы не ставить два и не лишать стипендии. Мой преподаватель, грузин, как в «Мимино» «один умный вещь сказал», отведя меня однажды в сторону. «Когда институт закончишь – никому свои академические рисунки не показывай». Что я и делаю.

По слухам, в перспективе у нас – появление еще одной местной Азбуки. Областной. Пока, правда, Флоренский побывал только в Рамони и Дивногорье. Но на достигнутом останавливаться не собирается.