Газета,
которая объединяет

«Предчувствию любви» – браво!

Симфонический оркестр филармонии представляет «юбилейное» творчество
Рубрика: Культура№ 3 (1863) от

В 2015 году академическому симфоническому оркестру Воронежской филармонии исполняется 90 лет. Этому событию посвящен музыкальный фестиваль «BRAVO!», открывшийся в последних числах прошлогоднего декабря и представляющий собой череду концертов.

На протяжении всего юбилейного года мы услышим выступления ведущих музыкантов оркестра – Владимира Ловчикова, Яны Мирошниковой, Виктора Прокаева, выдающегося пианиста современности Александра Гиндина, виолончелиста Александра Князева. В планах – исполнение кантаты Дворжака «Stabat Mater», концерт, посвященный 80-летию со дня рождения Геннадия Ставонина, другие не менее интересные программы.

На стыке жанров

Открылся фестиваль концертом с романтичнейшим названием «Предчувствие любви», который не только неожиданным образом объединил коллективы и жанры, но и заставил вспомнить о том, что самые интересные художественные явления возникают в точках пересечения разных жанров и направлений.

Об этом, а также о том, как можно открывать классическую музыку современному слушателю, мы поговорили с дирижером оркестра Игорем Вербицким.

– Игорь Владимирович, если «вытащить» в одну строчку название программы и фестиваля, получится довольно оптимистично: «90 лет. Предчувствие любви. Браво!»

– Концерт получился знаковым. Хорошо, что именно он – первый. Потому что здесь произошла удивительная встреча двух культур – народной и академической. Ведь эту программу мы делаем вместе с замечательным ансамблем «Воронежские девчата».

– Как возник столь необычный проект?

– Некоторое время назад руководитель коллектива Юрий Романов написал совершенно замечательные обработки народных песен для своего ансамбля и симфонического оркестра. Те, кто еще захватил советский период, помнят, как по всесоюзному радио, причем довольно часто, звучали концерты, где народные хоры пели в сопровождении оркестров русских народных инструментов. А вот с симфоническим оркестром – такого, пожалуй, и не было.

– Вы уже показывали эту программу в районах области. Как принимал зритель?

– Был потрясающий успех. Более того, в один из городов нас даже попросили приехать повторно. Что мы и сделали. И вновь собрали полный зал… Это совершенно замечательный момент в истории нашего коллектива. Потому что в последнее время мы во многом уходим от своих традиций, от своих корней. К сожалению. Ни по центральному телевидению, ни на большинстве радиостанций не слышны ни русская народная песня, ни классическая музыка. И наш концерт, и то, как его восприняли слушатели – это было для нас очень большой радостью.

Сок земли

– В чисто профессиональном смысле работать на таком неожиданном стыке жанров интересно?

– Во-первых, еще Михаил Иванович Глинка сказал в свое время, что музыку сочиняет народ. А мы, композиторы, ее только аранжируем. То есть на самом деле человек, который родился здесь, в России, так же как и немец, который родился в Германии, или любой другой человек – англичанин, я не знаю, кто угодно – он впитывает прежде всего истоки своей родины. Можно сказать, сок земли.

– Некую музыкальность, да?

– Безусловно. Именно оттуда он черпает то, что потом пишет. За последнее время мы, как мне кажется, очень сильно отклонились от этого. ХХ век, особенно его вторая половина, был временем большого эксперимента.

– Который продолжается и сейчас?

– Продолжается. Но сейчас это ушло в какие-то мелкие лаборатории, что и породило ситуацию, о которой немецкие философы писали еще в начале ХХ века. О разделении музыки на профессиональную и развлекательную. И о пропасти, которая должна между ними возникнуть. В результате люди впитывают масс-культуру, на 90 процентов очень низкопробную. А о том, что происходит в сфере современной академической музыки, практически не знают. Не знают композиторов, которые сейчас что-то пишут. Не знают, что где исполняется. И это довольно прискорбный факт. С другой стороны, и музыка стала настолько рафинированной и сложной, что для ее восприятия нужно специальное образование.

– В своих программах вы тоже идете на эксперимент. Уж совсем современных авторов, может, не исполняете, но довольно часто берете произведения, которые звучат в нашем городе впервые.

– Если подсчитать, мы играем около сорока, максимум – пятидесяти программ в год.

Но посмотрите, сколько было написано за время существования так называемой классической музыки! Это совершенно неохватный пласт. Понятно, что обязательно нужно играть 4-ю и 5-ю симфонии Чайковского. Всегда нужно играть второй и третий концерты Рахманинова. Но кроме них есть огромное количество другой музыки. Я думаю, что необходимо обязательно идти вперед и открывать для слушателей богатство музыкального мира. А ведь у нас замечательные слушатели, знающие и понимающие музыку. И каждый раз, когда мы встречаемся – традиция уже сложилась, встречи после концертов – они задают вопросы как люди, которые подкованы в теме. И то, что программы, которые я выношу на сцену, имеют успех, говорит о том, что делать это нужно. И потом, тут двойной эффект. Потому что коллектив любой, если он все время играет одно и то же – застаивается и...

– Стоит на месте – в буквальном и переносном смысле слова.

– А если ты стоишь, а время идет дальше – значит, ты уходишь назад. Когда же коллектив постоянно учит новые произведения, постоянно встречается с новой музыкой – это очень воспитывает. И, если так можно сказать, бодрит.

Лучик света

– Игорь Владимирович, лично для вас, для вашей творческой судьбы что значит этот коллектив – академический симфонический оркестр Воронежской филармонии? Которым уже более сорока лет руководит ваш отец Владимир Игоревич Вербицкий? И с которым вы уже тоже немало работаете?

– Для меня этот коллектив действительно как родной. Причем с детских лет. Я же приезжал на все каникулы сюда. Видел замечательные концерты, которые здесь проходили, феноменальных исполнителей. Эмиль Гилельс, молодой Владимир Спиваков, Евгений Светланов, который и дирижировал, и играл в качестве пианиста. Это впечатление, которое ни с чем нельзя сравнить. Уже тогда одним из самых любимых мест в филармонии для меня была библиотека. Священное место, где хранятся потрясающие документы человеческого гения – все эти партитуры, которые звучат, звучали и будут звучать. Ну, и кроме того, мы уже много сделали вместе. И, знаете, самый радостный момент – когда я вижу лица наших музыкантов просветленными и счастливыми оттого, что они соприкасаются с чем-то удивительно прекрасным. Или когда после концерта кто-то говорит: «Вот сегодня, знаете, было что-то такое...» Это самое приятное, наверное.

– А что самое дорогое?

– Для меня каждый концерт важен, каждый самый дорогой. Ведь когда берешь какое-то произведение – не знаешь, сыграешь ли ты его когда-нибудь еще. По-всякому складывается. Потом, это всегда встреча с каким-то солистом, которого ты, может быть, знаешь, но он открывается перед тобой с другой стороны. Или приезжает человек, которого ты совсем не знаешь. А каждый человек, особенно творческий – это же целая вселенная. Потому что, пока он достигает возможности выйти на эстраду и что-то продемонстрировать людям – проходит огромный путь. Это колоссальное приложение труда, очень серьезное образование и постоянная работа над собой.

– А не хотите вспомнить программу с музыкой Рихарда Штрауса?

– Этот концерт мы сделали к 150-летию композитора. Впервые в Воронеже прозвучали фрагменты из оперы «Саломея» с великолепной солисткой Мариинского театра Ириной Васильевой. Как раз когда мы работали над этой программой, ко мне подошел один из наших музыкантов, очень хороший, и сказал: «Потрясающе».

– Очень хорошие отзывы были об этом концерте. Я, к сожалению, не слышала, но все в один голос говорили, что очень хорошо.

– По ряду причин эта опера чрезвычайно трудна для исполнения. Здесь нужен коллектив, я имею в виду симфонический оркестр, мирового уровня. Считаю, что наш коллектив относится к таковым. Мы взяли только финальную сцену из фрагментов, которые связаны с вокалом. Но там еще сколько других солистов! А то, что нам удалось – действительно, определенная ступень для всех нас.

– Что вы пожелаете читателям «Берега» в юбилейном для вашего оркестра году?

– Не зацикливаться на негативе, который нас окружает. Я считаю, что то, чем мы занимаемся – как маленький лучик света. И поэтому всем желаю не только ходить на наши концерты, но и вообще почаще слушать хорошую классическую музыку. Ведь даже медики говорят, что музыка – лечит.

Надежда РОГОТОВСКАЯ