Газета,
которая объединяет

Граждане или подданные?

Нужны ли региону некоммерческие организации
Рубрика: Политика№ 35 (1895) от
Автор: Юрий Бабаян

Сегодня мировой судья участка №1 Коминтерновского района Татьяна Дейнека продолжит рассмотрение дела в отношении некоммерческой организации (НКО) «Центр защиты прав СМИ». Ранее работники Минюста включили НКО в реестр «иностранных агентов», а теперь пытаются еще и наложить на организацию полумиллионный штраф за то, что ее руководство не включило себя в этот реестр добровольно.

Руководитель Центра – известный в стране медиаюрист Галина Арапова – признает: в роли ответчика по административному делу ей приходится выступать впервые. Поэтому для перестраховки защищать организацию была приглашена руководитель правового отдела фонда «Общественный вердикт» Елена Першакова.

Обнулить «шпионов»

Эпопея с «Центром защиты прав СМИ», о которой писали многие воронежские издания (в т.ч. и «Берег»), отнюдь не уникальная в общероссийском формате. Сегодня без малого 50 некоммерческих организаций по всей стране уже осуществляют свою деятельность с ярлыком «иностранного агента», что является одним из элементов широкого наступления властей на НКО.

В частности, по словам начальника отдела социально-политических проектов управления региональной политики Воронежской области Александра Холода, в последние годы на федеральном и региональном уровнях резко возросло количество принятых нормативно-правовых актов, касающихся регулирования деятельности такого рода организаций. Всплеск их пришелся на период с 2012-2013 гг. и по сей день.

Исполнительный директор Института общественного мнения «Квалитас» Александр Романович говорит однозначно: государственная пропаганда последнего времени привела к тому, что НКО в сознании населения уже стали ассоциироваться с образом врага.

О том, что в этом наблюдается явный перебор, косвенно свидетельствует и первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Воронежской области Андрей Марков.

– Мы сейчас заслушиваем отчеты глав районных администраций об их работе за прошлый год, – рассказал Андрей Павлович. – Одним из факторов оценки деятельности является уровень поддержки некоммерческого сектора. Но вопросы теперь задаются конкретно: например, указать, сколько НКО осуществляет работу на подконтрольной им территории. Так вот, пятеро руководителей в соответствующей графе поставили цифру «ноль». Разумеется, они сразу скатились в низ общего рейтинга, и были очень удивлены. А потом, когда мы стали разбираться, то выяснили: они ассоциировали некоммерческие организации со шпионами, потому и приняли решение обнулить показатели.

Секторальная слабость

Между тем, некоммерческие организации по своей сути – это едва ли не первые помощники власти. Ну, по идее. Ведь многие из них занимаются деятельностью, до которой у государственных и муниципальных структур попросту не доходят руки. Или доходят, но проблемы решаются не в том объеме, в каком требуется.

Однако, по мнению доцента кафедры политологии и социологии ВГУ Ольги Сиденко, им часто невозможно донести свою позицию до представителей власти. За исключением, конечно, тех организаций, которые изначально ставят своей задачей регулярное сотрудничество с административными структурами или же вообще – создаются самой властью.

Кроме того, система НКО в России и в Воронежской области – слаба сама по себе. И проблемы у организаций едины как на территории страны, так и в регионе.

Например, говорит Ольга Анатольевна, у нас недостаточно развита база для социального предпринимательства, при котором деньги, заработанные НКО на предоставлении тех или иных услуг, являются финансовым фундаментом для выполнения уставных задач организации. Нет постоянной практики использования волонтерского ресурса. Низок уровень взаимодействия некоммерческих организаций с бизнесом. Да и уровень внутренних взаимосвязей тоже оставляет желать лучшего: старые и уверенно стоящие на ногах НКО попросту не замечают недавно созданных «собратьев».

Но, пожалуй, главный аспект слабости некоммерческого сектора в области и в стране в том, что НКО не знает своих «потребителей» в лицо. И «потребители» тоже несильно осведомлены об их деятельности.

Откуда деньги?

Еще одним элементом шаткости системы является достаточно проблемное финансирование некоммерческих организаций. По словам Александра Романовича, проведенное недавно по заказу Российской академии народного хозяйства и государственной службы исследование показало: лишь 10% бюджетов некоммерческих организаций составляют средства из бюджетов всех уровней, выделяемые в виде грантов. Менее 20% – это иностранное финансирование. Тоже не очень много, но почти в два раза больше, чем выделяется из казны страны, регионов и муниципалитетов. Более 70% – собственные средства членов НКО, деньги, заработанные за счет ведения социального бизнеса и пожертвования коммерческих организаций и граждан.

Но, как показывает практика, некоммерческий сектор не особо и стремится получать бюджетные деньги.

– В прошлом году, например, в Воронежской области сумма на гранты НКО была увеличена с 12 до 40 млн руб., – говорит Александр Холод. – Но какое бы количество средств мы ни заложили на эти цели в бюджете, заявки на их получение будут от одних и тех же некоммерческих организаций: и неважно, выделим ли мы пять миллионов или же 200.

Более того, как отмечалось в ходе прошедшего недавно 20-го заседания Воронежского клуба политологов, местные НКО проявляют достаточно слабую активность и в вопросах привлечения федеральных грантов.

Все это, убеждены участники заседания, с учетом кризисных тенденций может сыграть с регио­нальными НКО довольно злую шутку. Ведь кризис уже привел к серьезному сокращению ресурсной базы некоммерческих организаций. Стали экономить потенциальные потребители продуктов социального бизнеса НКО, сворачивают программы поддержки некоммерческого сектора частные предприятия, истощается и без того незначительный волонтерский ресурс.

– Разумеется, организации, существующие давно и пережившие не один кризис, выдержат и сегодняшние проблемы, – уверена Ольга Сиденко. – А вот молодые и неокрепшие НКО могут и не вынести такого удара. Поэтому в ближайшее время может произойти рост числа неформальных некоммерческих организаций, которые не будут регистрироваться и подавать какие-либо отчеты о своей деятельности. Учитывая же предстоящее повышение и уровня социальной напряженности, такая ситуация способна привести и к росту числа несанкционированных акций с участием НКО.

Граждане и подданные

Все эти проблемы уже в ближайшее время могут обеспечить еще большую деградацию некоммерческого сектора в Воронежской области. Но насколько он нужен сегодняшнему обществу?

– Вопрос можно поставить иначе: насколько нужна государству инициатива снизу? – говорит Александр Романович. – Бюрократизм, ужесточение регулирования – все это показывает, что власти невыгодно, чтобы НКО работали. Но власть рассматривает НКО как организации, влияющие на политику. И в таком формате, наверное, они и правда не нужны.

Однако сами представители власти говорят о том, что подобная инициатива от людей для них все же важна.

– Давайте зададимся вопросом: кто нам нужен – граждане или подданные? – резюмирует Андрей Марков. – Если все же граждане, то нам, естественно, нужна исходящая от них инициатива. И мы готовы ее поддерживать: и материально, и административно. Мы сегодня идем на создание незарегистрированных НКО в виде комитетов территориального общественного самоуправления (ТОС), помогаем в реализации их проектов благоустройством территории. И уже есть отличные примеры такого взаимодействия: например, в Айдаровском сельском поселении Рамонского района или в парке «Ломы» Воробьевского района.

Правда, данные примеры все же отражают готовность административных органов взаимодействовать с теми некоммерческими организациями, которые либо не занимаются политикой, либо потенциально способны поддержать в политических устремлениях действующую власть. А вот готова ли власть позволить окрепнуть голосу оппонентов из числа НКО? На этот вопрос, думается, косвенный ответ дает как раз то самое ужесточение госрегулирования сектора, которое мы наблюдаем в последние годы.

В ТЕМУ

Президент Владимир Путин подписал распоряжение о выделении президентских грантов некоммерческим организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества и реализующим социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в 2015 году. В этом году, согласно распоряжению, между НКО распределят около 4,228 млрд руб. Это на 10% меньше, чем изначально было заложено в бюджете на 2015 год, принятом Госдумой в прошлом году, однако в полтора раза больше, чем общественники получили в 2014-м.

КСТАТИ

На днях в управе Ленинского района Воронежа прошло расширенное совещание с руководителями органов ТОС. В мероприятии участвовали специалисты управы, представители государственной противопожарной службы МЧС России, УМВД России по г.Воронежу.

На совещании, в частности, были озвучены основные направления совместной работы управы и общественности района в период месячника благоустройства, обозначены конкретные вопросы, которые решает управа, и прозвучал призыв активней включаться в наведение порядка на своих придомовых территориях.

На совещании также обсуждались вопросы организации сбора и вывоза ТБО, согласования мест размещения контейнерных площадок, заключения договоров на обслуживание внутреннего газового оборудования.