Газета,
которая объединяет

Ограничение на княжение

Рубрика: Колумнистика№ 35 (1895) от
Автор: Юрий Бабаян

Государственная Дума уже в ближайшем времени может принять закон, запрещающий губернаторам избираться более двух раз подряд. Соответствующий проект уже был поддержан представителями всех четырех парламентских партий.

Среднестатистическому россиянину несложно понять, как это – губернатор находится в своем кресле более двух сроков. Для целого ряда субъектов Российской Федерации такая ситуация была и остается актуальной. Достаточно вспомнить, сколько сидели в своих креслах экс­-руководители Москвы Юрий Лужков или Татарстана – Минтимер Шаймиев. Вот и решили народные избранники: хватит. Регион – не наследная вотчина, не абсолютная монархия, которой король управляет пожизненно. Даже у президента – и у того есть соответствующие запреты. И почему губернаторы в таком случае должны иметь преимущества по отношению к главе государства?

Проект этот, однако, отнюдь не означает, что в случае его принятия те главы регионов, которые находятся на своих постах более двух сроков, сразу же останутся безработными. Предполагается, что отсчет для них начнется с 2012 г. – то есть, с момента, когда в России были возвращены губернаторские выборы. И без разницы, избирал ли после этого народ руководителя напрямую, или же через посредство законодательного собрания. Соответственно, например, у губернатора Алексея Гордеева срок будет исчисляться с сентября 2014 г.

Алексею Васильевичу, впрочем, госдумовские новации не страшны. Он неоднократно говорил, что не собирается задерживаться на своем месте дольше 10 лет. Причем, отсчет он вел не с 2014 г., когда был избран всенародно, а с 2009-­го, когда заступил на этот пост указом тогдашнего президента Дмитрия Медведева. В то же время в стране есть целый ряд руководителей, для которых новый закон (опять же, если он будет принят) станет поистине шокирующим.

О ком я говорю? Прежде всего, о главах южных национальных республик, где до сих пор иногда встречаются даже факты передачи власти от отца к сыну. Привыкшие к абсолютной власти «подданные» с удовольствием массово голосуют за монаршьего наследника, «воспитать» которого за два губернаторских срока «сюзерен» может и не успеть. А может и не пожелать успеть – что такое 10 лет для полновластного правления!

Подозреваю, что сегодняшние руководители национальных республик воспримут «ярлык на княжение» временного действия в штыки. И тут будет интересно посмотреть, насколько велик их удельный вес и влияние в политической системе координат России. Если более чем велик, то законопроект не будет принят. Если же проект все­-таки приобретет статус Федерального закона, то можно будет говорить о резком понижении уровня заигрывания центральной власти с кавказскими регионами. Это будет первым серьезным сигналом, который подаст Кремль властям в субъектах федерации с помощью данного документа.

Второй серьезный сигнал для губернаторов в случае принятия указанного законопроекта – это постановка их перед необходимостью подготовки себе смены. Сегодня во многих субъектах политическое поле зачищается так, что, кроме действующих руководителей, попросту не остается кандидатов, которые в случае чего могли бы занять высший пост в регионе. Губернаторам невыгодно наличие рядом с собой сильных политиков – они причиняют беспокойство, не дают главе почувствовать себя полновластным феодалом. Чем чревата такая ситуация в случае ограничения власти в регионе двумя сроками? Тем, что по их истечении на выборах может не оказаться действительно сильных кандидатов – в том числе, и среди тех, кого будет поддерживать федеральное руководство.

Может ли Кремль допустить такое? Ни в коем случае. Следовательно, логично предположить, что администрация президента начнет контролировать процесс подготовки преемников в каждом конкретном регионе. Соответственно, губернаторам просто придется выводить на свет божий перспективных политиков и администраторов, которые в дальнейшем смогут занять их место.

Только вот это самое «в дальнейшем» может наступить куда быстрее, чем по истечении двух отведенных законодательством губернаторских сроков. Потенциальный преемник – это еще и страховка для Кремля от неожиданных действий со стороны действующих руководителей. «Зарвется» тот или иной губернатор – пожалуйста, с вещами на выход. Заменить уже есть кем. И самое интересное в этой ситуации, что замену эту губернаторы будут готовить своими руками.

Что даст это федеральной власти? Еще один рычаг воздействия на глав регионов. Что даст это главам регионов? Понимание того, что власть, сосредоточенная в их руках, уже не является абсолютной. Кто выиграет от этого? Как бы это ни было смешно, население. В небольшой, конечно, степени, но все же. И уже только из­-за этого мне нравится предлагаемый депутатами проект.