Газета,
которая объединяет

«Трамвай с повестки дня не снят»

Мэр Воронежа – о финансах, социальной сфере и инфраструктурных проектах
Рубрика: Экономика№ 70 (1930) от

В конце прошлого года скептики пугали: 2015 г. станет для Воронежа таким тяжелым, что бюджет не сможет покрыть даже первоочередные финансовые потребности города. Дескать, о какой инвестиционной программе можно говорить?! Хватило бы средств на неотложные нужды!

Однако прошло уже более половины года, но никакой катастрофы с городскими финансами пока так и не произошло. Есть ли, вообще, предпосылки к тому, чтобы она случилась? Об этом, в частности, «Берег» побеседовал с главой Воронежа Александром Гусевым.

Амбиции – на будущее

– Понятно, что в конце прошлого года все мы были скептиками, – улыбается Александр Викторович. – Но самые негативные прогнозы, к счастью, не сбылись. Хотя определенные потери в экономике, разумеется, есть.

– А если говорить о конкретных цифрах бюджета прошлого и текущего года в сравнении?

– Думаю, исполнение бюджета будет на сопоставимом уровне. В 2014 г. наши расходы составили 16,5 млрд руб. В текущем году, после того, как поступят дополнительные ассигнования из вышестоящих бюджетов, должна получиться примерно та же сумма. Другое дело, что по всей стране идет падение производства. В то же время, предприятиям удалось избежать серьезных сокращений численности сотрудников. Отсюда – снижение производительности труда и рост инфляции. Так что сложно будет сказать, насколько возрастет стоимость товаров и услуг, которые мы будем закупать за бюджетные деньги. И в этой ситуации, думаю, 2016 год будет даже сложнее, чем 2015-й.

– В конце прошлого года большие опасения у людей вызывала корректировка планов администрации по капитальному строительству в дорожной отрасли…

– Честно говоря, мы и в 2014 г. в крупные дорожные проекты инвестировали не так много – разве что завершили работы по капремонту улиц Ломоносова и Тимирязева. К сожалению, в текущем году нам тоже не удастся реализовать амбициозные проекты – например, строительство заявленных ранее дорожных развязок. Впрочем, не исключено, что эти работы могут начаться в следующем году, но – только при помощи федерального бюджета. Своими силами нам их не потянуть.

А так, дорожный фонд Воронежа сегодня составляет 860 млн руб. – в основном, за счет средств, поступивших из дорожного фонда Воронежской области. Это меньше, чем было в прошлом году, когда область выделила 1,1 млрд. Но со дня на день мы ждем дополнительного транша на цели дорожного строительства в размере 180 млн руб., есть серьезные надежды на то, что до конца года получим еще примерно 200 млн. Если приплюсуем сюда еще те 200 млн, которые выделили на содержание улично-дорожной сети из городского бюджета, то в итоге также получим сумму, сопоставимую с прошлогодней.

– Из этих средств, в частности, будут финансироваться комбинаты благоустройства?

– Именно. Мы планируем приобрести для них дополнительно 30 единиц техники (в том числе малогабаритной, для уборки дворов и тротуаров), увеличить заработную плату и нанять дополнительно механизаторов, чтобы вся имеющаяся техника работала в три смены. Тогда мы сможем добиться настоящего прорыва в вопросе наведения санитарного порядка в городе.

По направлению к партнерству

– А если говорить о капитальном строительстве в социальной сфере?

– Оно продолжается. Мы уже получили примерно 150 млн на решение проблемы очередей в детские сады, добавили свыше 90 млн собственных средств в рамках софинансирования. Так что до конца года выкупим два новых детских сада на 150 мест каждый, еще 50 млн руб. выделяем на капитальный ремонт бывших помещений садиков, возвращенных в систему дошкольного образования.

Кроме того, к 1 сентября введем в эксплуатацию новую школу в микрорайоне Репное, до конца года завершим строительные работы в еще одной школе – на Московском проспекте. Нам останется только провести там благоустройство, плюс – оснастить учреждение необходимым оборудованием. К 1 сентября 2016 г. она будет открыта. Если же строители успеют, то можем рассмотреть возможность ее запуска и к новому году.

Также в Придонском за счет средств строителей сейчас завершается возведение спортивного комплекса – администрация до конца года выкупит его и поставит на свой баланс.

Могу сказать, что мы уже начинаем формировать инвестиционную программу 2016 г. И если в текущем году ее объем составляет примерно 2,1 млрд руб., то в следующем он будет в пределах 2,5 млрд.

– Детские сады, спорткомплекс – говоря об этих объектах, мы ведем речь об определенных достижениях в реализации программы муниципально-частного партнерства?

– Отчасти – да. Но надо понимать, что это – только «проба пера». По сути, что сейчас происходит? Строители возводят объекты, мы выкупаем их по сметной стоимости, исключая из сметы прибыль и некоторые постоянные величины. Но детсады, например, строятся преимущественно в районах квартальной застройки, где те же самые строители возводят коммерческое жилье. Получается, что за счет строительства социальных объектов они проводят некоторую капитализацию собственных квадратных метров, которые могут продать по более высокой стоимости.

Система, конечно, хорошая, обоюдовыгодная, но я хотел бы, чтобы муниципально-частное партнерство развивалось и по иным направлениям.

– Например?

– Если говорить о детских садах, то администрация приветствовала бы появление частных учреждений. Мы могли бы выделять им суммы, которые тратим на содержание детей в наших, муниципальных садиках, за счет чего значительно снизилась бы родительская плата за пребывание ребенка в этом учреждении. Сейчас некоторые подобные организации начинают проявлять интерес к этой возможности, но хотелось бы, чтобы работа шла более активно.

– Поговорим в этой связи о реализации крупных инфраструктурных проектов.

– В государственно-частном и муниципально-частном партнерстве здесь я вижу очень большой резерв. Мы сегодня, например, обсуждаем возможные подобные схемы реализации проекта по строительству в Воронеже инфраструктуры для легкого метро или скоростного трамвая – этот проект не снят с повестки дня. Буквально на прошлой неделе провели последнюю на сегодняшний момент встречу с организацией, имеющей опыт осуществления подобных проектов.

Избавление от «аромата»

– В последнее время в Воронеже часто говорят о проблемах правобережных очистных сооружений. Их тоже можно решить на условиях муниципально-частного партнерства?

– Почему бы и нет? Сооружения требуют значительной модернизации, плюс – строительства цеха механического обезвоживания осадка. Пока рассматривается вопрос о включении этих мероприятий в инвестиционную программу ООО «РВК-Воронеж» – специализированные структуры областного правительства прорабатывают возможность реализации этой программы за счет имеющегося тарифа. Если не найдут такой возможности – будем рассматривать другие варианты. Среди них – и проведение работ за счет бюджета с последующей передачей новых объектов в концессию, и различные механизмы муниципально-частного партнерства.

– Сейчас по поводу этого объекта в городе идут серьезные споры. Одни говорят о необходимости прокладки коллектора по дну водохранилища для перевода стоков на левобережные очистные сооружения, другие – вообще, о строительстве новых сооружений на правом берегу…

– Я не думаю, что перевод стоков на левый берег – хорошая идея. Во-первых, мощности объекта не хватит для очистки всех стоков правобережья. Во-вторых, по своему техническому состоянию, например, на первой очереди очистки он хуже правобережных. В-третьих, будет неприятный запах стоять не в Тепличном или Придонском, а на «БАМе» и Новосибирской – в чем глобальная разница-то?

А строительство новых сооружений на правом берегу – вполне возможный проект. Только если его реализовывать, то новый объект будет работать параллельно со старым и обслуживать вновь появляющиеся микрорайоны. Представьте: только в Шилово число жителей должно будет составить 100 тыс. чел. – цифра, сопоставимая с населением среднего города!

Так что модернизация системы очистки стоков на правом берегу – это очень важный и масштабный проект, который придется реализовывать в любом случае.

– Не думали еще, когда именно?

– Вряд ли кто-нибудь сможет единовременно вложить в модернизацию 5-8 млрд руб., поэтому она будет проходить постепенно в течение нескольких лет. Но мы уже понимаем, какие работы будут проведены в 2015-2016 гг. К сожалению, некоторое импортное оборудование не представляется возможным приобрести из-за санкций, так что придется искать отечественные аналоги – это тоже немного усложнит процесс. Но он все равно будет идти.

«Достучаться» до людей

– Александр Викторович, в сентябре текущего года в Воронеже пройдут выборы в городскую Думу. Как бы вы оценили сотрудничество с депутатами сегодняшнего созыва?

– Считаю, что по всем стратегическим направлениям мы работали вполне эффективно. Да, не все наши предложения были поддержаны, приходилось их дорабатывать с учетом поправок парламентариев, но это – нормальная практика.

– А чего вы ждете от предстоящей кампании и от вновь избранных народных депутатов?

– Уверен, кампания будет достаточно жесткой, но надеюсь, что поддержанные нами кандидаты найдут способы «достучаться» до людей, убедить их поверить им.

А от новой Думы жду, прежде всего, продолжения конструктивной работы с администрацией и помощи в решении ряда вопросов организационного характера. Например, мне бы очень хотелось, чтобы при каждом управлении мэрии присутствовали общественные организации, представители которых участвовали бы во всех совещаниях, помогали планировать бюджеты отдельных проектов, проводили экспертизу нормативных актов и т. д. Я об этом говорил еще сразу после избрания, но пока, к сожалению, таких положительных примеров у нас мало. Надеюсь, что к этой работе подключатся и депутаты, а за ними подтянутся и общественники.

Александр БЕЛЯВЦЕВ,
Юрий БАБАЯН

В тему

Отказаться от МУПов

От 6 до 8 муниципальных унитарных предприятий прекратят свою работу в Воронеже по итогам 2015 г. По словам Александра Гусева, это – те предприятия, которые либо уже не ведут уставную деятельность, либо ведут ее неэффективно и в небольших объемах.

Вообще же, по словам градоначальника, в городе планируют уходить от формы МУПа посредством перевода данных организаций в акционерные общества.

– Это делается не только для того, чтобы иметь возможность продать те или иные активы, – поясняет Александр Викторович. – С помощью советов директоров, создаваемых в акционерных обществах, можно улучшить здесь систему управления.

Подобные структуры, отмечает глава города, создаются и над каждым из муниципальных предприятий – так называемые наблюдательные советы, анализирующие их финансово-хозяйственную деятельность и выдающие рекомендации по работе.

КСТАТИ

Договориться до августа

Не более месяца осталось у воронежских перевозчиков для заключения соглашений на поставку новых автобусов большой вместимости в целях обновления собственного автопарка, что предусмотрено в заключенных с администрацией города договорах. В случае отсутствия подобных соглашений мэрия начнет подготовку к замене этих перевозчиков.

– Условия заключенных договоров предусматривают обновление подвижного состава в первый год работы на 30%, – поясняет Александр Гусев. – Да, мы понимаем, что изменились экономические условия, готовы помогать компаниям, осуществляющим пассажирские перевозки, договариваться с поставщиками и финансовыми организациями, но отступать от этого плана не намерены. Если к августу у них не будет заключено таких соглашений, мы поищем других поставщиков этой услуги.

В качестве страховочного варианта, говорит Александр Викторович, будут использованы мощности МКП МТК «Воронежпассажиртранс» – именно муниципальное предприятие возьмет на себя выполнение перевозок по маршрутам тех компаний, которые не смогут провести необходимое обновление техники, до проведения нового конкурса. Для нужд МКП в 2015 г. будет приобретено 35 автобусов большой вместимости, работающих на газомоторном топливе. Это – больше, чем необходимо, согласно обязательствам по обновлению подвижного состава.

К слову, с начала года частные перевозчики приобрели уже 170 новых автобусов. Правда, из них автобусов большой вместимости – всего 3. Также было закуплено порядка 20 автобусов большой вместимости 5-6-летнего возраста, которыми заменили 30-летние машины. Однако, по словам главы города, администрация не пойдет на то, чтобы учитывать данную технику в качестве обновления.