Газета,
которая объединяет

Мусор на ветер. Перемен

«Приживется» ли в регионе вторичная переработка отходов?
Рубрика: Социум№ 91 (1951) от
Автор: Ирина Костенко

Вопрос, конечно, интересный, как говорил Аркадий Хайт. По закону вторпереработка – должна быть. И точка. А что на деле? Готов ли, к примеру, наш регион не складировать мусор на полигонах, а изготавливать из него новые изделия?

Программа-минимум, диктуемая «сверху», такова. К 1 января 2017 г. исключить захоронение отходов, содержащих полезные компоненты. Такой мусор нужно утилизировать. Времени на это осталось совсем немного. А изменения должны произойти глобальные: от элементарного воспитания культуры потребления и сбора мусора в быту до строительства специальных заводов. Корреспонденты «Берега» попытались выяснить, справится ли регион в столь сжатый срок с «мусорной» проблемой.

Взят верный курс

То, что переработка отходов – необходимость, давно поняли власти, ученые и бизнес.

Со стороны властей предержащих «взят курс на грамотное обращение с мусором». Уже разработана схема межмуниципальных экологических комплексов. Согласно ей, в регионе появятся восемь предприятий вторпереработки. Смысл в том, что большую часть мусора здесь будут утилизировать. И лишь малую – захоранивать. Предприятия возведут на условиях государственно-частного партнерства.

– Это, безусловно, верный курс. Строить на наших черноземах полигоны – глупо, – считает доктор технических наук, декан факультета экологии и химической технологии ВГУИТ Сергей Панов. – Разработок в этом направлении только в нашем университете имеется немало. Большинство из них уже прошло испытания на специальных моделях производства. К тому же никто не мешает заимствовать опыт других регионов и стран. В частности, своими наработками готовы делиться итальянские специалисты. И мы не раз выходили с инициативами внедрения масштабной вторпереработки в регионе.

Однако пока, как признает ученый, инициативы не находят должного отклика, а идея «без кошелька в кармане» так и остается идеей. Ведь немалые затраты потребуются даже на этапе исследований и испытаний. Финансово емким будет и старт производства, который может «притормозить» сбор вторсырья. Поскольку народу и на предприятиях, и в офисах, и в быту пока проще и понятнее валить весь мусор в одну кучу. И дай Бог – донести его до мусорных контейнеров или довезти до полигона, а не до близлежащей посадки.

– Продекларировать мы можем все что угодно, – заключает эксперт. – Однако за такое короткое время решить столь масштабную проблему, похоже, нереально. Европа шла к этому поэтапно, десятилетиями.

«Мусорная мафия»

Сейчас в регионе вторичной переработкой отходов занимается более 70 организаций. В основном утилизируются макулатура, стекло, металл, некоторые виды пластика. Из производственных «излишков» перерабатывают сельскохозяйственные и строительные отходы, земляной осадок от промывки овощей, свекловичный дефекат, остатки зерновых, мусор, получающийся при производстве пищевых продуктов. Ртутьсодержащие отходы и батарейки «едут» в Краснодарский край и Челябинскую область.

70 предприятий – цифра, может, и не самая большая для региона, но и отнюдь не маленькая. Главное, что бизнесмены поняли: на мусоре можно «делать деньги». Если нельзя организовать эко-бизнес в регионе, отходы можно продать коллегам-соседям. Но это, признают производители, требуется не так часто. Особенно, если речь идет об утилизации стекла, макулатуры, пластика. Хотя и у нас научились многому: работать с загрязненным материалом, со смешанным сырьем, когда, скажем, бутылка изготовлена из одного вида пластика, пробка – из другого, этикетка – из третьего.

– Есть мысли по переработке упаковки ТетраПак, поливинилхлорида (из которого часто изготавливают «шелестящие» пакеты для упаковки продуктов – ред.), полипропилена (из него производят, к примеру, пластиковую посуду – ред.), – добавляет руководитель одного из предприятий-переработчиков Игорь Забоев. – Поливинилхлорид сложен в утилизации, так как выделяет вредные вещества. Но при желании и с ним работать возможно.

Но это, опять же, только идеи. На деле организация эко-бизнеса сталкивается с самыми разными препятствиями – например, с неполной загрузкой возводимых предприятий.

У людей нет привычки сор­тировать и сдавать отходы на переработку. Хотя, говорит Игорь Забоев, переработчики готовы вывозить большие объемы макулатуры, стрейч-пленки, полиэтилена. И даже… денег за мусор готовы заплатить. И все равно свалка до сих пор в приоритете.

При этом зачастую так поступают обыватели, что называется, не со зла. Порой это происходит просто по незнанию, по традиции. А еще – из-за отсутствия инфраструктуры. Пункты приема, куда можно сдать стекло, макулатуру и пластик, хаотично «разбросаны» по Воронежу, в районах их найти еще сложнее. Контейнеры для раздельного сбора на мусорных площадках кажутся нам чем-то невероятным. Не Европа же…

И где, интересно, в таком случае взять сырье для новых заводов по вторпереработке?

Конечно, есть вариант оставить все как есть и построить мусоросортировочные линии. И 20-30 процентов поступивших туда отходов пойдет в дело. Но стоит ли такая игра свеч?

– Думаю, нет, – говорит Забоев. – Здесь нужно просто активнее работать с населением, управляющими компаниями и создавать нормальные условия для уже существующих предприятий.

Пессимистично настроены и эко-активисты. Один из них поделился с нами своими соображениями на этот счет, пожелав остаться анонимным:

– Масштабной вторпереработки в ближайшее время не будет. Причины две: нежелание тратить бюджетные деньги (или их дефицит) и корысть небольшой, но влиятельной группы людей. Владельцы полигонов зарабатывают колоссальные деньги, все, что касается мусора, давно разобрано и поделено, поэтому выпускать из рук такой лакомый кусок никому не хочется. «Мафия», одним словом.

Остается надеяться на то, что вторпереработка – это уже не рекомендация, а обязанность. Веление времени.

В тему

В Воронежской области также утилизируются умеренно опасные производственные отходы 4 класса и малоопасные производственные отходы 5 класса опасности. Переработка сырого жома (5 класс) и получение гранулированного жома осуществляется на семи сахарных заводах области из девяти. В 2014 г. использовано 859 925,557 т свекловичного жома. Применение находят и отходы подсолнечной лузги (5 класс) – в качестве подстилки или топлива для котельных, на одном предприятии производят гранулы из лузги. Всего в 2014 г. было переработано 183267,2 этого вторсырья. Четыре организации в регионе используют отходы производства пластмасс и синтетических смол (4 класс) – их в 2014 г. утилизировано 769,098 т.