Газета,
которая объединяет

Без права на ошибку

Почему покупка ОСАГО через Интернет пока не становится массовой
Рубрика: Социум№ 101 (1961) от
Автор: Александр Нечаев

Как известно, с 1 октября перестали действовать последние ограничения в покупке физическими лицами полисов ОСАГО через Интернет. Теперь страховку можно не только продлять в той же страховой, но и покупать заново, что должно сделать эту услугу намного популярнее.

Первые месяцы работы системы дали интересные результаты: покупка полисов ОСАГО через Сеть возможна, относительно несложна, но пока не пользуется массовым спросом среди водителей. Например, в Воронежской области продали за 3 месяца 672 полиса. Причем это даже хороший результат – наша область вместе с Ростовской и Краснодарским краем входит в тройку лидеров по продажам среди регионов России. Такую невысокую активность можно объяснить как консерватизмом значительной части водителей, которые боятся оплачивать покупки через Интернет, так и подводными камнями, которые встречаются при попытке оформить полис. Попробуем разобраться.

Филигранное заполнение бланка

В одном из прошлых материалов мы уже подробно рассказывали о том, как оформить полис ОСАГО. Ничего с тех пор в этой процедуре не поменялось, однако даже в простых и понятных пунктах обнаружились нюансы.

Первая проблема, с которой может столкнуться страхователь, – определить перечень компаний, которые страхуют ОСАГО в Интернете. По одним данным РСА, это 11 компаний, по другим – 13, причем перечень не совпадает. При этом компания такое право может получить, но не пользоваться им. Мы не будет называть конкретные фирмы, но заметим, что среди воронежских страховых шесть компаний имеют официальное разрешение, но почти все проданные полисы на счету одной-единственной. Другие или вообще не оформляют полисы, или в этой процедуре постоянно возникают технические проблемы.

Но выбор страховой – это только начало. Дальше начинается самое сложное – заполнение заявления. Казалось бы, что тут такого, но именно на этом этапе отсеивается большая часть желающих купить полис онлайн. Причины бывают разные.

Во-первых, все должно быть заполнено с точностью до знака, иначе система не сможет идентифицировать пользователя. Причем, заполнить нужно в правильном регистре и раскладке клавиатуры. Скажем, номерной знак пишется только латиницей; если использовать кириллические буквы, которые выглядят точно так же, то придет отказ в покупке полиса.

Во-вторых, нужно помнить, какой документ на машину вы использовали в прошлый раз. Сайты разрешают использовать как паспорт транспортного средства, так и свидетельство о регистрации, но электронная система проверяет данные по последнему внесенному полису. Если вы страховались в прошлом году с использованием ПТС, а вносите данные из свидетельства, то система выдаст ошибку. И наоборот.

В-третьих, при заполнении есть мелкие хитрости. Скажем, заполняя графу «стаж вождения», нужно указывать не год выдачи первого водительского удостоверения, а следующий за ним год. Нужно иметь действующую диагностическую карту (ее номер тоже проверяется в базе) и так далее.

В-четвертых, бывают нестандартные ситуации, когда, например, марки или модификации автомобиля нет в базе данных. Конечно, это не самый распространенный случай, но владельцам редких машин есть о чем беспокоиться. Правда, у разных страховых программы автоматизированного заполнения заявления отличаются, поэтому у кого-то определенного автомобиля может не быть, а в другой компании он может и оказаться.

Самое неприятное в этой ситуации то, что причины отказа в оформлении полиса не указываются, приходит ответ «представленные Вами данные в заявлении о страховании не совпадают с данными автоматизированной системы ОСАГО». Но где конкретно не совпадают – не сообщается. Приходится еще раз все заполнять, действуя фактически наугад, методом проб и ошибок. Кстати, иногда есть смысл попробовать еще раз отправить те же данные – часто ошибки происходят из-за перегрузки сервера. Как показывает практика, звонить в офис страховой компании бесполезно: менеджеры предлагают купить бумажную версию, а про электронное ОСАГО отвечают неохотно.

При этом есть масса отзывов, когда покупка полиса прошла без сучка и задоринки, и автовладелец остался доволен. Что ни говори, но электронное ОСАГО – это прогрессивная система, которая заметно облегчает жизнь водителям. Однако пока в его покупке есть элемент рулетки.

Налог проверять не будут

Помимо снятия ограничений на электронную страховку, в мире ОСАГО за последнее время случилось еще несколько событий.

Госдума отклонила инициативу депутатов воронежской облдумы прошлого созыва, которые предлагали при продаже полисов ОСАГО проверять уплату транспортного налога. Идея, в целом, была здравая – собираемость этого вида налога в России находится в плачевном состоянии, а синхронизация его с ОСАГО поставит водителей перед неизбежным фактом оплаты. Однако в Госдуме рассудили, что тогда в самой системе продажи страховок может наступить коллапс: ведь проверкой об уплате налога должны будут заниматься страховые фирмы, а это им совершенно не нужно, да и не по чину. А уж каким хождением по мукам для водителей могло бы стать получение справки из налоговой, и представить страшно. Повышение собираемости транспортного налога – хорошая задача, но решать ее нужно без привлечения ресурса ОСАГО.

При продаже ОСАГО официально введен период охлаждения в пять дней. Это значит, что в течение этого срока договор по добровольному страхованию, который был навязан вместе с ОСАГО, можно расторгнуть и вернуть свои деньги. Срок маловат, конечно, но сам факт такой возможности уже внушает оптимизм. Будут ли страховщики исполнять этот закон? Скорее всего, да – за него активно выступают не только представители автосообщества, но и даже РСА, а сама возможность безвозмездного расторжения теперь будет прописана в бланках на дополнительное страхование.

КСТАТИ

Если вы меняете водительское удостоверение (ВУ) по истечении срока годности, то рискуете остаться без скидки по КБМ. Дело в том, что в базе данных водитель идентифицируется по номеру ВУ. И если его просто поменять, то идентификация не пройдет. Чтобы сохранить КБМ, нужно при получении новых прав обратиться в компанию, действующий полис которой у вас на руках, чтобы она внесла новый номер прав в электронную систему. Тогда КБМ сохранится.

В ТЕМУ

До конца года в Москве и Казани запустят пилотный проект, который позволит определять водителей, которые ездят без полиса, с помощью видеофиксации. Работать это будет так: камеры считывают номера автомобилей и передают данные на сервер, а сервер по базе данных проверяет, куплена ли страховка на автомобиль, или нет. Штрафы будут приходить как водителям, которые ездят без страховки, так и тем, кто покупает липовые полисы для предъявления инспекторам ГИБДД. Размер штрафа – 800 рублей. Если подобных камер будет много, то гораздо дешевле окажется купить полис ОСАГО. В случае успеха проекта его действие распространят по всей России.