Газета,
которая объединяет

Сорок лет джаза

В ДК Железнодорожников работает «музыкальная» фотовыставка
Рубрика: Культура№ 125 (1408) от
Автор: Анна Жидких

Хотите увидеть легендарного Дюка Эллингтона «в деле»? А на все сто выдающую джаз, практически не идентифицируемую с сегодняшней Ларису Долину? Или Валентину Пономареву, которая, оказывается, не только цыганские романсы поет? Тогда вам прямая дорога в ДК Железнодорожников: именно там открыта выставка Геннадия Шакина «Репортаж о джазе длиною в 40 лет».

Обращение к творчеству воронежского фотографа, чьи работы хорошо известны джазовому и журналистскому сообществу еще с 1970-х годов – не только оправданный, но и логичный ход организаторов фестиваля «Джазовая провинция». Кадры, которые «вышли в люди» благодаря объективу шакинского фотоаппарата, уникальны: по сути, это натуральная, написанная в соавторстве со временем (а может, вечностью) фотолетопись джаза.

Снимать личность

Фрагменты концертов и репетиций, «кусочки» неформального общения музыкантов с залом и друг другом, фестивальные тусовки… Кажется, ни одна джазовая «интересность», свидетелем которой был Геннадий Шакин, мимо не прошла: что цепляло – то и становилось объектом съемки. Но не только этот посыл – оценочный; Шакин, как всякий талантливый человек, умеет почувствовать, увидеть «пик» эмоции, самый острый момент сотворения музыки. Отсюда – выигрышные ракурсы его моделей, неожиданные повороты творческой мысли.

В экспозиции – почти сотня портретов, сделанных в жанре репортажа. Есть снимки, возвращающие зрителя к самым истокам российского джаза; атмосфера тех славных лет – уже, увы, нечто из области утраченного. Зато иные фотки запечатлели реальность последних фестивалей, полную типичной джазовой экспрессии – и это тоже прелюбопытные мгновения музыкальной жизни.

– Мне никто никогда не позировал, – говорит автор. – Я фотографировал музыкантов в моменты, когда они полностью отрешались от мира, с головой погружаясь в музыку.

Шакин уточняет – и это акцент принципиальный – что снимал только тех людей, чья музыка ему интересна. «Интересно снимать личность, которой есть что сказать миру. И в этой подборке фотографий нет просто музыкантов. А есть люди, которые вошли во все джазовые энциклопедии. Они это заслужили».

Подвижник и передвижник

Когда на открытии выставки автора представили как профессионального фотографа с более чем 40-летним стажем, он только разулыбался: за профессионализм деньги платят! А Шакин зарабатывал на жизнь вовсе не в погоне за эффектным джазовым кадром (еще авторскую песню с тем же рвением снимал). Достаточно оказалось горячей влюбленности в джаз и глубоких знаний о нем.

Начиная с далеких шестидесятых, Геннадий с непременным фотоаппаратом в руках объездил десятки фестивалей и концертов. Лично знакомился со многими музыкантами, был желанным гостем на всевозможных джазовых сборах. Фотографии, собранные в передвижную выставку, осваивали дальнейшие джазовые маршруты вместе со своим «хозяином».

– У меня, – объясняет Геннадий Константинович, – все было приспособлено к тому, чтобы развесить выставку за три часа.
Не сомневаюсь, что желающих увидеть результаты столь оперативного труда хватало всегда и везде. Известный воронежский историограф джаза Юрий Верменич вспоминает в книге «Мои друзья – джазфэны»:

«Из числа первых, кто на многие годы выпал в твердый джазовый осадок, был Геннадий Шакин. Я с трудом теперь могу припомнить джаз-фестиваль, куда я потом ездил бы без него, да и жили обычно в одном номере. А тогда, в 1966 году, он пришел в наш джаз-клуб еще студентом Политеха, не подозревавшим, что фотография надолго станет его главным занятием.
Фотографии Шакина печатались в чешской «Мелодии», польском «Джаз форуме», советских газетах и журналах. Он снимал джаз на рижском взморье и красноярских «Столбах», на склонах Хибинских гор в Апатитах и в прокуренном джазменами Доме ученых в Пущине-на-Оке, на ленинградских пароходах и в ярославских гостиницах. Обвешанный кофрами с аппаратурой, сухощавый, подвижный и деловой, он всегда был там, где звучал джаз и где были джазмены».

Он, к счастью, и сегодня – там же.