Газета,
которая объединяет

Русские прятки

Минздрав разработал законопроект, запрещающий продавать алкоголь пьяным людям, сообщили федеральные СМИ.

Ну что сказать... Ожидаемо. Не может быть, чтобы в преддверии новогодних праздников наши чиновники что-нибудь не сморозили на алкогольную тему.

В последнее время именно Минздрав активно пытается перехватить повестку. Недавно он, например, предлагал повысить акцизы на алкоголь в интересах пополнения бюджета. То есть все больные у нас вылечены, поликлиники приведены к идеалу, и у Минздрава осталась одна забота – пополнить российский бюджет.

С одной стороны, нынешняя идея здравая. Зачем продавать алкоголь пьяным людям, если они уже пьяные? Надо быстрее обслужить тех, кто еще трезв! А пьяный пусть походит вокруг магазина, протрезвеет на морозце, тогда – милости просим.

Но нет, похоже, трезвых ведомство тоже не хочет отоваривать. Оно рекомендует «закрыть стенды с алкогольной продукцией в магазинах ширмами и перегородками, чтобы их нельзя было увидеть из тех мест торговой точки, где продаются другие продукты». Отведенные для алкоголя места будет запрещено снабжать информационными указателями.

Сумел вслепую пройти квест и найти спрятанное – получай приз! Не сумел – сиди трезвым.

Но что делать владельцам специализированных алкомаркетов, где нет «других продуктов»? Их Минздрав «ширмовать» не смог: это было бы уже совсем за переделами логики. Не говорится в проекте и о том, как определять опьянение гражданина. Раздать кассиршам алкометры? Заставлять покупателей приседать?

Я 20 лет слежу за тем, как государство борется с зеленым змием. Методика этой кропотливой работы сводится в основном к одному: к запретам. По времени, пространству, рекламе, таре и т.п. Множество светлых умов бьются над задачей: что бы еще запретить. Надо торопиться, а то скоро запрещать станет совсем нечего, и светлые умы не заработают своей доли денег и пиара.

В итоге этой тяжелой, бескомпромиссной, неустанной борьбы доля контрафакта и самогона в питейном обороте поднялась за 20 лет с 30 до 60%.