Газета,
которая объединяет

В Италию за любовью

Путевые заметки воронежского журналиста
Рубрика: Мир вокруг№38 (2306) от
Автор: Виталий Мухин

Годовая шенгенская виза подходила к концу, и, чтобы использовать ее на всю катушку, мы с сыном решили рвануть в Италию. Быстро нашли дешевые билеты лоукостера «Победа» в Милан и из Генуи, а знакомый руководитель турфирмы порадовал нас, сообщив, что в данный период времени найти дешевую квартиру или гостиницу на Апеннинах не составит большого труда.

Когда мы прилетели в «северную столицу Италии», мест в относительно дешевых гостиницах не оказалось вовсе, а квартиры, которые нам предлагали, находились ближе к Франции, чем к Милану. Положение наше осложнялось тем обстоятельством, что весь этот день в «северной столице» шел дождь, а при нас был пусть и небольшой, но багаж.

– Ничего, – сказал я сыну, – пойдем осматривать Миланский собор, а по дороге будем заходить во все попутные гостиницы. Наверняка в какой-либо из них найдутся места на одну ночь.

Как бы не так! По случаю выходного дня и приближающейся католической Пасхи таких мест не оказалось вовсе. Только в одном хостеле девушка азиатской наружности предложила нам ночное убежище за пятьдесят евро. Однако, взглянув на наши лица, измученные долгой дорогой и непогодой, согласилась скостить цену до сорока.

– Хорошо, – сказал я. – Мы подумаем и попозже зайдем.

Тщетно! За два часа прогулки по ночному Милану мы так и не нашли себе пристанища, а потому вернулись в хостел, где молодой человек, сменивший на ресепшене азиатскую девушку, предложил нам переночевать уже за тридцатку.

АРКА ЖЕЛАНИЙ

На следующий день мы отправились в Верону. Ехать в «региональном поезде», сиречь электричке, упираясь коленями в бедра сидящего напротив «коллеги», особенно если он, как в нашем случае, футболист – удовольствие не из приятных, но на что только не пойдешь ради экономии средств и исполнения желания увидеть прославленный Шекспиром город...

Этот небольшой несуетный городок с населением всего в 260 тыс. человек и автобусами, перестающими ходить в восемь часов вечера, сразу очаровал меня своей неспешностью и «провинциализмом». А первое же культовое заведение, попавшееся нам на пути из гостиницы в исторический центр – собор Сан-Дзено Маджоре, построенный в романском стиле для хранения мощей святого Зенона Веронского (он почитаем как в католической, так и в православной церкви) в середине X века на месте двух первых церквей, оказалось даже старше главного католического собора Вероны – Дуомо.

После осмотра собора Сан-Дзено Маджоре мы направились в сторону дома Джульетты, но неожиданно нам пришлось притормозить. Виновниками стали оказавшиеся у нас на пути Кастельвеккио, или Старый замок, с глубоким рвом и шестью сторожевыми башнями, стены которых очень напоминали по форме Московский Кремль, а также мост Скалигеров.

Я и прежде знал, что последний строили итальянские мастера, в частности Пьетро Антонио Солари, трудившийся в нашей стране под именем Петра Фрязина, но тут появилась возможность убедиться в этом лично.

Вдоволь налюбовавшись великолепными творениями итальянских зодчих, мы двинулись дальше – к римскому амфитеатру, который, как вскоре выяснилось, оказался уменьшенной копией римского Колизея и рядом с которым уже тусовались многочисленные туристы.

Но не все гости Вероны вышли в этот день погреться в лучах весеннего солнышка. Многие из них (как и и мы) предпочли отправиться к дому легендарной Джульетты, где каждый норовил залезть на балкон, на котором девушка якобы слушала сладкоголосые речи Ромео и который на самом деле ушлые коммерсанты приделали к дому уже в 1936 году, после выхода в свет фильма «Ромео и Джульетта».

И, конечно же, образовалась целая толпа из желающих сфоткаться с бронзовой статуей барышни, находящейся во дворе ее многоэтажной «хаты». Точнее сказать, с ее вторым вариантом, поскольку предыдущая статуя была до дыр истерта стремящимися обрести счастье в любви, и власти города предпочли заменить ее копией.

Не знаю, действительно ли прикосновение к правой груди Джульетты способно осчастливить человека, но то, что очередь к ней была солидной, это факт.

Не удержался от соблазна почувствовать очередную молодость и я, с трудом прорвавшись к «фемине» через заслон «самураев». А вот от намерения написать что-то на «Арке желаний», а также отправить письмо Джульетте, для чего предусмотрены специальные почтовые ящики, я воздержался. А вдруг оно и правда дойдет, и что мне потом делать с женой – разводиться?!

ОТ ДЖУЛЬЕТТЫ К РОМЕО

Но если дом Джульетты нам удалось отыскать без особых усилий, то путь к бывшей резиденции Ромео оказался весьма непростым.

Попытка выяснить его у случайного прохожего, пожилого итальянца по имени Марио, привела к неожиданным результатам.

– А вы на могиле Джульетты были? – спросил он нас.

– Нет, – честно признались мы.

– Тогда я вас провожу.

Дорога к саркофагу девушки оказалась достаточно длинной, но весьма познавательной и любопытной.

– О-о, Горбатчов, Эльцын, Путын! – восхищенно воскликнул Марио, узнав, что мы из России.

В дальнейшем наш спутник, в свое время работавший финансовым директором в одной из солидных фирм, весьма негативно отзывался о правящей верхушке Италии, заявив, что десяти процентам самых богатых людей Италии, включая Папу, принадлежит большая часть национального богатства страны.

Мы лишь усмехнулись на это, вспомнив последние результаты исследований в России, согласно которым те же самые десять процентов богатейших людей страны контролируют почти девяносто процентов национальных богатств, в то время как 15 миллионов наших сограждан до сих пор живут ниже порога бедности.

Должен сказать, что последнее сообщение произвело на Марио сильное впечатление.

– А почему же тогда в летнее время я вижу здесь многочисленных русских, которые сорят в ресторанах деньгами и кушают омаров и устриц, чего даже я не всегда могу себе позволить? – спросил он, недоверчиво глядя в мои глаза.

– А вот эти «десять процентов» их и кушают, – ответил я, ощущая невольную гордость за своих соотечественников.

И вот наконец мы пришли к саркофагу Джульетты – основательно поврежденной временем и людьми гробнице из красного мрамора, находящейся на территории бывшего монастыря капуцинов.

Вопреки ожиданиям, ни туристического ажиотажа, ни толп зевак здесь не наблюдалось – лишь несколько человек вместе с нами бродили по этому скорбному месту – судя по всему, людям больше свойственно предаваться радостям жизни, чем мыслям о вечном.

Между тем на территории все того же бывшего монастыря находится великолепный музей фресок, собранных со всего города, а еще – такое количество древних амфор, какого я никогда в своей жизни не видел.

Так, переходя от вечного покоя к вечно живому искусству, мы и завершили этот насыщенный день в Вероне.

– А не была ли вся эта история с Ромео и Джульеттой придумана Шекспиром и ушлыми туристическими менеджерами? – спросил я у Марио в надежде, что он мне откроет «страшную тайну».

– Нет, – категорически ответил тот. – Все это чистая правда.

А дом Ромео мы все-таки отыскали. Было уже около девяти вечера, когда на совершенно безлюдной улочке мы на­ткнулись на мрачноватого вида строение с высоким глухим забором, давно уже ставшее частной собственностью, а потому недоступное для туристов. И только судя по кафе на первом этаже соседнего дома с немногочисленными завсегдатаями, можно подумать, что здесь тоже есть жизнь…