Ежегодно 30 марта весь мир отмечает День защиты Земли. Не будет нашей планеты – не будет и нас.
Без больших налогов и штрафов, но...
Наверняка многие воронежские водители заметили, что в последние годы в нашем городе машин с армянскими номерами стало заметно больше. Причем за рулем таких авто явно не гости с Кавказа, а местные водители. В чем же дело?
В 2016 году Армения вступила в Евразийский экономический союз, что позволило беспошлинно ввозить в Россию машины и открыло для автовладельцев новую схему. Теперь в нашу страну из Армении можно пригнать любой автомобиль, чем воронежцы активно и пользуются. Цены на вторичном рынке Армении ниже, чем в России. В каком случае можно сэкономить, какие трудности сулит такой путь и какие проблемы могут появиться в дальнейшем – разбирался корреспондент «Берега».
ДЕШЕВАЯ ЗАГРАНИЦА
Естественно, с ходу возникает вопрос: а почему цены на автомобили в Армении ниже, чем в России? Все просто – дело в пошлинах. Несмотря на то, что Армения вступила в Евразийский экономический союз, ей разрешили сохранить свои ввозные пошлины, а они весьма гуманны. Например, растаможить 10-летний Toyota Alphard с мотором 2,4 в Армении будет стоить примерно 88 тыс. руб. В России такая же операция обойдется в 952 тыс. руб., что в несколько раз превышает цену самого автомобиля.
Но не во всех ситуациях разница будет столь разительной. Чем моложе автомобиль, тем менее выгодно растаможивать его в Армении по сравнению с Россией, но для 8-10-летних авто разница очень существенная. В России вторичный рынок – это машины, проданные в нашей стране новыми, а в Армении – купленные за границей по низким ценам и задешево растаможенные. Вот и секрет ценообразования.
От этого было бы мало толку, если бы не важный факт – армянское законодательство позволяет оформить учет машины на гражданина другой страны. Например, в Абхазии тоже низкая стоимость растаможки, но там нельзя стать владельцем автомобиля, придется вечно ездить по доверенности и периодически пересекать границу, чтобы ее продлить, то есть много заморочек. В Армении таких проблем нет – автомобилист становится именно владельцем машины, просто она стоит на учете в этой республике и на ней армянские номера.
Небольшой удар по системе ввоза «бэушек» нанесли армянские власти весной 2018 года: они запретили импорт праворульных автомобилей. На помощь, правда, пришли соседи-грузины, которые освоили переделку праворульных авто в леворульные. Технологии освоены, грузинские мастера уже знают, на какие модели от чего подходят запчасти. Правда, в целом качество переделок не очень высокое.
ДЕЛО В ПРОПИСКЕ
В Армении быстро смекнули, что можно заработать на перепродаже импортных автомобилей – в стране появился целый класс перекупщиков. Есть конкретные услуги и пакетные предложения «под ключ» – покупателю найдут автомобиль, встретят в аэропорту, поселят, оформят все документы. Стоит такой «фул инклюзив» 500-1000 долларов, но даже с этой надбавкой покупка в Армении все равно не теряет экономический смысл. Тем более, при желании можно действовать и самостоятельно.
В любом случае для всех процедур нужно лично ехать в Армению. Чаще всего отправляются в Ереван, там самый большой авторынок. Покупать машины можно как на внутреннем армянском рынке, так и под заказ с растаможкой. Первый вариант гораздо проще, но выбор не такой богатый. Второй – хоть и сопряжен с дополнительными трудозатратами на поиск и организацию доставки до Армении, дает широкие возможности, например, покупки на американских или японских аукционах.
Чтобы зарегистрировать машину на себя в Армении, нужна местная прописка. Оформить временную регистрацию стоит примерно 3000 руб. Еще нужно перевести паспорт на армянский язык, это можно сделать в специализированных конторах.
Остальное похоже на то, как процесс купли-продажи выглядит в России. Письменный договор, поездка в ГАИ. Постановка на учет стоит около 3500 руб. Еще за 2000 руб. придется купить армянскую страховку. И можно ехать
домой. Для транзита через Грузию нужна страховка в этой стране (850 руб.), ну а при въезде на родину нужно оформить родное ОСАГО.
И все, машину можно эксплуатировать в России, никаких ограничений нет, страховку можно покупать свободно, с передачей прав управления другим людям проблем нет (главное, чтобы они были вписаны в ОСАГО), ГИБДД не придирается (да и законных оснований что-то предъявлять водителю нет). Ничего продлять, а значит – периодически посещать Армению не нужно.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Помимо более низкой цены покупки, армянский учет дает еще два преимущества.
Во-первых, машины с армянскими номерами «не боятся» камер видеофиксации. Вернее, камеры номера считывают и даже распознают, но дальше с такой информацией в ГИБДД ничего сделать не могут – у российской полиции нет армянской базы адресов.
Во-вторых, есть экономия на транспортном налоге. В Армении не только ниже стоимость растаможки, но и транспортный налог. Причем, в отличие от России, он имеет прогрессивную шкалу: чем машина старше, тем ниже налог. В среднем экономия выходит трехкратная, что для машин, за которые нужно платить по 40-50 тыс. руб. (а это любой старый спорткар), существенно. А еще можно вообще не платить. Армяне не преследуют штрафами тех, кто находится вне пределов их страны. Пока вы не соберетесь въехать в Армению, никто никаких санкций за неуплату транспортного налога применять не будет. Правда, при первом же въезде старые долги вспомнят.
Есть у армянского варианта и минус, о котором покупатели сразу могут и не догадываться. Один, но существенный. Зарегистрированную в Армении машину в России нельзя продать, подарить или получить в наследство. А что с ней вообще можно сделать, когда она надоест? Вариантов два. Первый – сдать на запчасти. Много в таком случае за автомобиль выручить не получится, но часть денег вернется. Второй вариант – поехать в Армению и продать его там. Не обязательно армянам, нередко о сделке по продаже договариваются в России, но ехать на оформление придется все равно в Армению, причем как покупателю, так и продавцу. А это время и деньги на поездку. Да и ликвидность такого автомобиля невелика – много ли среди покупателей найдется желающих прокатиться в Армению и проделать вышеописанную процедуру?
Еще остаются варианты с продажей по доверенности. Юридически это не запрещено, но все равно связываться с таким вариантом кажется в наши времена рискованным.
Мы специально не приводим конкретные примеры разницы в цене – на каждый автомобиль каждого года выпуска надо считать отдельно. Чем старше машину планируется купить и чем больше у нее лошадиных сил, тем покупка в Армении выгоднее. Окупятся ли время и силы на поездку, а также проблемы с продажей? Это нужно решать самому. Приобрести и доставить машину с японского или американского аукциона по разумным ценам кажется привлекательным, но путь этот тернист.
Александр НЕЧАЕВ
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Ассоциация страховщиков сообщила о заметном росте числа автомобильных мошенничеств в Воронежской области. По статистике в Центральном федеральном округе ущерб от действий страховых мошенников составил более 2 млрд руб.; за первые полгода страховые компании в ЦФО направили в правоохранительные органы более 1300 заявлений о мошенничестве, но уголовное дело было возбуждено только по 25% случаев.