И я прощу
Прощеные дни были и в моем пионерском детстве. Правда, мы, будущие строители коммунизма, каялись в проступках перед школьным знаменем, в то время как наши бабушки упорно предлагали просить прощения у ближнего в Прощеное воскресенье.
Сказать скороговоркой фразу «Простите, я больше не буду» тогда не составляло большого труда. Но почему-то с возрастом произнести слово «прости» становилось все труднее – начинало казаться, что ты слишком хорошо знаешь жизнь, а значит, и прав во всем.
Прощеное воскресенье – уникальный праздник православия. Аналога ему нет ни в каких других религиях, в том числе и в славянском язычестве. Никто из мировых религиозных подвижников не догадался предложить проходящим свой земной путь ежегодно просить прощения у ближнего своего – за вольно или невольно нанесенные обиды, грубые слова, невнимание, гордыню.
Прощеное воскресенье допускает даже такой мистический акт, как прошение прощения у умерших. Не успев облегчить душу перед покинувшим этот мир близким человеком, мы можем сделать это хотя бы после его смерти. Правда, величие этого процесса можно понять лишь с болью потери.
Каждый год во время красочной и яркой Масленицы я все чаще задумываюсь, с каким багажом приду к Прощеному воскресенью, чтобы произнести это наивное и в то же время сложное слово «прости». Неуютно и неудобно становится, потому как человек я невоцерковленный и поведению в подобные дни особо не обученный. А ведь на другом конце провода мой друг мучается из-за этого же, ждет моего звонка, чтобы ответить: «Бог простит, и я прощу».