Газета,
которая объединяет

Человек и его город

Рубрика: Люди дела№30 (2491) от

Мы редко задумываемся, как стремительно меняется мир вокруг нас. Незаметно день за днем что-то появляется и исчезает, и часто – навсегда. Вещи, предметы, здания меняют свои очертания. Город постоянно изменяется под стать нам, но и нас самих тоже меняет. «Берег» продолжает рубрику «Лица Воронежа», герои которой – жители нашего города: от самых обычных служащих и рабочих, врачей и учителей, продавцов и предпринимателей, художников, музыкантов и артистов до известных руководителей, политических и общественных деятелей, почетных граждан Воронежа, ярких представителей культуры и искусства… Какой он, сегодняшний житель мегаполиса, что значит для него город, в котором он живет?

Олег Анатольевич КОЛЕСНИКОВ,

выпускник Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков (1986), ВГУ (2005, президентская программа подготовки кадров для организаций народного хозяйства РФ), экс-руководитель филиала «Российской газеты» в ЦФО. Председатель экспертного совета Премии в области развития общественных связей «RuPoR» и член экспертного совета Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник». Автор культурологического проекта «Литературное варенье».

– Детство мое было хорошим, хоть многого я не помню совершенно… Помню, в детский сад водили, потом октябренком был, пионером, комсомольцем был. Мой папа – человек военный, и детство мое, соответственно, прошло в гарнизонах и военных городках – от Хабаровска, где я родился, до города Мирный в Архангельской области, где закончил школу.

Самым важным событием в своей жизни считаю окончание школы. Я стал взрослым. Уехал практически навсегда от родительского очага. Вторым по важности событием, наверное, назову первый самостоятельный вылет на самолете L-29… Ртищево, 1984 год, лето, второй курс училища. Это рубеж: ты, то есть я, становишься летчиком или нет? Состоишься в своей мечте? Я знал, что впереди еще два года учебы, два летных периода, два типа самолетов – Ан-26 и Ил-76, но именно в этот момент я проходил/перешагивал/поднимался на новую ступень в профессии. Первую ступень. «Все, дальше – только карьерный рост», – так думал я, когда угощал друзей и шеф-инструкторов папиросами «Герцеговина Флор». Такая была традиция – после первого самостоятельного вылета инструктору дарить бутылку коньяка, а однокашников угощать папиросами. Ну а третьим по важности событием для меня оказалась история коллективной покупки телескопа для школы Нижнего Курлака. История для меня фантастическая. Мы решили подарить школьникам, участникам астрономического кружка, современный прибор для наблюдения за звездами. Это была их тайная и заветная мечта. И мы, совершенно им незнакомые люди, поначалу тайно от детей и их учителя собрали деньги на доброе дело. И тогда я понял, что любое хорошее дело может быть реализовано, если о нем толково рассказать и правильно организовать.

В дальнейшем таким делом был уникальный Турнир детских дворовых футбольных команд «Двор без наркотиков». Много лет я с моими коллегами-единомышленниками занимался этим и считаю этот проект очень важным. Да что там важным – это суперпроект! Потом была установка памятника Самуилу Маршаку, и еще много всего хорошего сделано, а тогда мы просто здорово рассказали историю и сделали счастливее многих ребят Воронежской области. Как по мне, то реализовываться, делать счастливее людей, делать жизнь удобнее и лучше нужно в первую голову вокруг себя – так правильно.

Стал ли этот город мне родным, считаю ли я себя частью Воронежа? Я живу в Воронеже, и мне нравится этот город. Да, это мой город, хотя, если смотреть по сути, то я не меняю этот мир, просто иногда помогаю себе. Вот поэт Маршак, академик Косберг, управленец Воротников – они изменяли пространство. Они – великие, они – мои герои.

Непростой вопрос, что бы я изменил в Воронеже… Если бы у меня была возможность, то я бы восстановил все дома культуры и возобновил в них работу разных секций для детворы, особенно моделирования, шахмат и морского многоборья. А чего бы я не стал менять в городе Воронеже? Оставил бы памятник Ленину на главной площади навсегда. По соображениям когда-то сформированного архитектурного пространства большого центра города. И, конечно же, оставил бы нам троллейбус!

Наталья Юрьевна ПИЛИПЕНКО,

художник-педагог, преподаватель детской школы искусств, преподаватель педагогического университета на кафедре изобразительных искусств.

Выпускница Воронежского художественного училища (отделение «Керамика»), второе образование – Воронежский педагогический университет (кафедра изобразительного искусства).

– Меня растили две замечательные женщины, одна из них – мама, а вторая – бабушка, причем даже бабушка, пожалуй, в больше степени, потому что у нас были очень близкие отношения. Детство было счастливым, каким и должно быть. Ох, о чем я только не мечтала в детстве… Мечтала быть и актрисой, и художником, и преподавателем, мечтала путешествовать... Кстати, две из своих детских «мечт» о будущей профессии я не просто осуществила, а слила в одну – стала художником-педагогом. А мечты о путешествии регулярно стараюсь осуществлять, но земля большая...

Самые главные мои три даты? Первая дата, которую хочу отметить как главную – это замужество, у меня замечательный муж! Остальные две хочется объединить в одну, и это даты рождения моих сыновей. Так что самые главные даты в моей жизни связаны с моей семьей!

На вопрос, считаю ли я себя частью Воронежа, я отвечу так: я – человек мира. Хотя и родилась, и выросла, и живу в Воронеже, но я никогда не ощущала себя привязанной к этому городу. Мне очень нравится перемена мест, я люблю открывать для себя новые места, новые горизонты, мне хочется видеть больше! Но мне нравится то, что я делаю в этом городе. Я преподаю. Изначально приходят маленькие детишки, в которых ты вкладываешь часть себя, а уходят практически взрослые люди, которые дальше уверенно шагают по жизни. И они тоже становятся частью мира или частью города.

И мне очень нравятся люди, которые своей жизнью, своим творчеством меняют действительность Воронежа. Из тех, что жили раньше, для меня это художница Елена Киселева. К таким людям, моим современникам, я отношу создателя и первого руководителя Центра дополнительного образования детей Левобережного района Воронежа Альбину Васильевну Золотареву. Благодаря этому человеку в нашем коллективе царила атмосфера второго родного дома. К таким людям я отношу моего друга, известного воронежского фотографа Михаила Квасова. Человек, посвятивший более тридцати лет воронежской фотожурналистике и основавший в Воронеже региональное отделение Союза фотохудожников России, хоть сам и отрицает это, но я уверена, что такого патриота, как он, нужно еще поискать. Именно люди, которые много не говорят, но делают, реально меняют этот мир. И Михаил очень много делает для того, чтобы рассказать о людях Воронежа и популяризировать культуру нашего региона.

Что бы я изменила в Воронеже? Воздух! Я живу в Левобережном районе, и нам, жителям этого района, особенно не хватает чистого воздуха! Все эти жуткие запахи сжигаемых отходов, канализации, цветущего водохранилища… А из того, что хотелось бы оставить неизменным, что сегодня согревает сердце в моем городе – это скверы и парки. Хочется больше зелени и истории.

Вячеслав Дмитриевич ЛЮТЫЙ,

заместитель главного редактора литературно-художественного журнала «Подъем», член правления Воронежской организации Союза писателей России, председатель Совета по критике Союза писателей России. Заслуженный работник культуры Воронежской области.

– Мое раннее детство, до четырех лет, прошло в Польской народной республике в городе Легница, где мой отец, офицер, служил в группе советских войск за рубежом, а потом уже наша семья переехала в Воронеж. О чем я мечтал в детстве? Поскольку прошло достаточно много лет, не могу сказать определенно… Пожалуй, единственное, что точно помнится, так это то, что я хотел летать, как птица, на крыльях. И еще мне очень хотелось уметь рисовать и петь, чего я так и не умею совершенно…

В жизни бывали такие события, которые, если взглянуть на собственную биографию внимательно, я бы отметил как знаковые. Например, была в моей жизни одна туристическая поездка в Новороссийск, подарившая мне общение с достаточно поверхностным собеседником, но он так или иначе заставил меня обратиться к литературе, которой прежде я не занимался, хотя читать любил. Я обратился к произведениям, которые ранее были вне моего внимания, таким, например, как поэзия. К знаковым событиям я бы отнес и знакомство с кругом воронежских поэтов, которые были завсегдатаями литературного объединения при Союзе писателей. Это было в середине 70-х годов. Там же я встретил и свою будущую жену. И еще важным событием собственной биографии, несомненно, считаю поступление в Литературный институт, где я и самоопределился в творческом отношении. Поступал я на поэтическое отделение, а закончил уже по специальности «литературный критик».

Конечно же, я часть моего города, и если бы я не считал, что моя деятельность меняет окружающую действительность, то не думаю, что занимался бы тем, чем занимаюсь сейчас – литературой и работой в литературном журнале, которую выполняю с такой самоотдачей.

С Воронежем тесно переплетены имена людей, которые и на меня оказали особенное влияние. Это, конечно же, имя Андрея Платонова. Это Станислав Николаевич Никулин – очень искренний и честный человек, с которым мы проработали в журнале «Подъем» примерно пятнадцать лет бок о бок в одной комнате. Он был и замечательным поэтом, и очень хорошим собеседником. И еще это Михаил Иванович Болгов, воронежский поэт (литературный псевдоним – Компоэтор), председатель литературного клуба «Лик». Это мой самый первый литературный товарищ, с которым я познакомился в середине семидесятых. Помимо того, что он удивительный поэт, он – краевед, коллекционер открыток Воронежа и ведомственных пуговиц.

Что бы я изменил в моем городе, если бы это оказалось для меня возможным? Я бы в первую очередь обратил внимание на то культурное наследие, которым Воронеж обладает. В Воронеже имеется совершенно замечательный «именник», причем по принадлежности этих выдающихся имен он чрезвычайно разнообразен. Тут и крае­веды, и исследователи русской литературы, и духовные лица. Воронеж должен поддерживать свое имя, обращаясь к традициям, а не к каким-то новомодным веяниям.

Дело в том, что принятое ныне определение «современное искусство» в той или иной степени не отражает действительность. В свое время еще Александр Блок сказал, что «никаких особых искусств не существует». Какого-то «современного» искусства не существует, существует или искусство, или не искусство. Я не призываю быть ортодоксами – я призываю просто поверять текущую деятельность в искусстве высокими примерами. И если это будет принято повсеместно, то Воронеж по праву будет именоваться культурной столицей Центрального Черноземья.