Газета,
которая объединяет

Сила «Человеческого голоса»

В Воронежском театре оперы и балета – моноопера
Рубрика: Культура№ 65 (1492) от
Автор: Анна Жидких

Под занавес театрального сезона порадовал театр оперы и балета, да еще таким редким жанром, как моноопера. «Человеческий голос» – последняя работа Франсиса Пуленка, одного из наиболее значительных французских композиторов XX века. Вообще же произведение под таким названием больше известно как драматическая пьеса-монолог, принадлежащая перу Жана Кокто. Впервые сыграли ее в 1930 году, на сцене театра «Комеди Франсез».

С тех далеких пор «Человеческий голос» не покидает подмостков многих театров – в том числе и в нашей стране. Причина стойкой популярности пьесы очевидна: «театр одного актера», по словам Кокто, дает артистам возможность «заблистать новыми, подчас неожиданными гранями таланта». Понятно, что в первую очередь это утверждение адресуется актрисам: единственная роль с текстом – женская.

Без имени, но с судьбой

Вечная тема – Он и Она. Именно так, с большой буквы: герои Кокто-Пуленка не имеют имен. Не суть важно, как их зовут: когда главный персонаж драмы – чувство, имена собственные не несут никакой смысловой нагрузки.

Сюжет – самый что ни на есть жизненный. Молодая женщина истово ждет телефонного звонка от бывшего возлюбленного. И Он звонит! Но связь обрывается. Ее переполняют альтернативные, скажем так, желания: Она то пытается казаться веселой и беззаботной, то отчаянно кричит о том, как страдает в разлуке. И хочет расстаться с жизнью, потерявшей смысл…

На воронежской сцене историю воспроизвели молодые постановщики. Режиссура и сценография принадлежит ученику знаменитого Александра Тителя Дмитрию Белянушкину, балетмейстером выступил Александр Меркулов, самолично сыгравший на премьере Его. В главной же роли выступила Марина Быковская – не самая опытная, но уже обращавшая на себя благосклонное внимание критики актриса.

45-минутный спектакль идет в сопровождении фортепиано (концертмейстер – Светлана Андреева), и этот момент, на мой взгляд, существенно добавляет лирического градуса действу. Звучи вместо фортепианного соло оркестр – потерялось бы ощущение интимности, сокровенности происходящего.

Любовь и кровь

Александр Меркулов изъясняется исключительно средствами пластики, а Марина Быковская… Она просто молодец, самых добрых слов и даже восхищения заслуживает. Возможно, в будущем вокал певицы приобретет еще более филигранное интонирование, но и то, что предложено зрителю сегодня – достойный уровень, высокий класс. Важно, что Марина не просто справилась со сложнейшим жанром как вокалистка – она и актерски, в чисто драматическом плане была весьма убедительна и трогательна. И ни на мгновение не изменила чувству меры: никаких, извините, соплей-слюней не текло. Напротив, подача роли (я умышленно не говорю – «партии») – деликатная, интеллигентная.

Режиссерское решение – тому причина: тут ничего лишнего. Скуповатая графика постановки тем не менее эффектна, выразительна. Посредине сцены, на фоне беспросветно черного задника – светлый будуар героини, ристалище ее страстей, арена крушения надежд. Она в простеньком исподнем – и Он, «как денди лондонский» одетый. Мало того, что без слов – отчасти и без лица: актер использует маски, часто располагается к зрителю спиной. Она в основном общается с ладонью партнера, символизирующей телефонную трубку; эта ладонь-трубка периодически облекается в перчатки красного и белого цветов. И зрителю абсолютно ясно, какой посыл имеет разговор, кто на другом конце провода и что он имеет сказать несчастной женщине. А вообще красный цвет (кроме перчатки, так же окрашен галстук героя и телефонный шнур, вибрирующий подобно нерву) напомнил лично мне о том, что дела любовные всегда замешаны на крови.