Газета,
которая объединяет

Дебютная партия

Воронежские художники удостоились диплома на «Арт Москвe»
Рубрика: Культура№ 110 (1538) от
Автор: Анна Жидких

Возможно, в недалеком будущем 2012-й будет считаться годом прорыва «вперед и вверх» местного актуального творчества: ежегодная, самая крупная в России ярмарка современного искусства «Арт Москва», прошедшая в столице в последнюю декаду сентября, впервые представила воронежский регион. Участие наших земляков в мероприятии стало возможным благодаря поддержке правительства Воронежской области.

35 галерей, 17 из которых – зарубежные: вот арифметика «Арт Москвы  – 2012». География ярмарки, если отслеживать только россиян – Москва, Петербург, Иркутск, Воронеж. Современное искусство центра Черноземья показывали художники Николай Алексеев, Иван Горшков, Сергей Горшков и Илья Долгов.

Приятный диссонанс

Предварила событие оценка экспертного совета ярмарки, который и дал «добро» на выступление воронежцев. В какой форме оно проходило?

– На втором этаже Центрального дома художника нам был предложен стенд площадью 88 квадратных метров, – рассказал член воронежской делегации, галерист Алексей Горбунов. – Экспозиция удалась не сразу – монтировалась двое суток. Пришлось корректировать процесс по ходу дела: к вечеру первого дня стало ясно, что необходимо «разрядить» пространство, разместив работы в другом порядке.

– Как вели себя наши конкуренты, зрители?

– Бросилось в глаза, даже поразило количество людей, явно заинтересованных в существовании современного искусства. Об этом говорила серьезность, с которой зрители самых разных возрастов (речь не только об искушенной публике) «примеривались» к произведениям – всматривались, вдумывались в них. С блеском в глазах; такие вещи я наблюдал все дни работы ярмарки. Что же касается конкурентов – обратили на себя внимание деловитость и основательность в подготовке экспозиций завсегдатаями «Арт Москвы». Распаковывались и монтировались работы впечатляющих размеров, у многих – товарный вид. В этом смысле экспозиция воронежских художников «звучала» диссонансом. Но – приятным. Так показалось не только мне: посетители останавливались около «Гербария» Ильи Долгова, удивленно всматривались в его рисунки. Подолгу стояли у гипсовых скульптур и «Терриконов» Николая Алексеева.

– С какими мыслями, по-вашему?

– Возможно, люди думали: «Где мы? И что происходит?» Подобная реакция была и на чувственные скульптуры Ивана Горшкова. К слову, скульптуры, рисунки, экспрессивные полотна Ивана выставлялись еще на одном стенде, у австрийского галериста Ганса Кнолля. Ярким «пятном» воронежского стенда оказался и «Алтарь любви» Сергея Горшкова с его «фирменными» ангелами, женщинами и цветами.

Своя история

– Ярмарка ограничилась только демонстрацией стендов?

– Разумеется, нет: еще были круглые столы и обсуждения. Проводились они в пресс-центре. Рассматривались вопросы, касающиеся современного искусства – их количество в нашей стране как-то не уменьшается с течением времени. На дискуссии приглашались коллекционеры, кураторы, представители различных институций.

– Удалось поприсутствовать на каких-то мероприятиях такого формата?

– Да, на некоторых обсуждениях довелось побывать. Например, я был приглашен на круглый стол, на котором говорилось о развитии современного искусства в регионах. Кроме Воронежа, присутствовали представители Нижнего Новгорода. Иркутска, Киева, Петербурга, Львова, а вел обсуждение директор ЦДХ Василий Бычков. Выяснилось, что у каждого из городов-фигурантов – своя история. В Нижнем Новгороде современное искусство «имплантировано» 20 лет назад и существует силами филиала Государственного центра современного искусства.

– В каких вариантах?

– Привозные выставки, гранты. И это при том, что в городе – ни художников своих, ни коллекционеров. А если взять представителей Киева и Львова – они всецело верят только в рынок. Который, по их мнению, в конце концов все выправит: эти люди считают, что их искусство уже работает не только на внутреннее, но и на внешнее «потребление». Я же сказал, что, на мой взгляд, для развития современного искусства в любом регионе нужна мощная инициатива снизу и просвещенность властей.

Теперь – дипломированные!

– В Воронеже, насколько я знаю, и то, и другое – в наличии…

– Да. Благодаря чему зарегистрированный и получивший помещение Воронежский центр современного искусства имеет хороший потенциал. Дело за малым – выяснить, появится ли у рядовых воронежцев потребность в современном искусстве? У какого количества людей? И когда? Ведь это вполне реально. Не могу не процитировать слова директора Австрийского культурного форума Симона Мраса, который живет в России с 2009 года и устраивает в своей квартире выставки современного искусства: «Зрителей современного искусства в Москве не так много, и у меня появляется лишняя возможность пообщаться с интересными людьми. Искусство – оно для жизни, именно современное. На первой выставке несколько посетителей были удивлены тем, как я живу с современным искусством, спрашивали, не тяжело ли это. Очень смешной вопрос, потому что для меня это совсем не torture (пытка), а привычная обстановка».

– Вернемся, однако, в «Арт Москву» – что скажете о результатах визита туда воронежцев?

– Главным результатом, на мой взгляд, явился тот факт, что все шесть дней работы ярмарки на выставочной площадке очень часто звучали слова «Воронеж», «воронежские художники». И если одни посетители воспринимали приход воронежской «волны» как норму, то у других, и их было много, это вызывало искреннее удивление. А то и недоумение. Комплименты же в адрес экспозиции звучали из уст жителей Таллина, Москвы, Нью-Йорка, Киева, Вены. Нами было роздано множество каталогов «Современное искусство Воронежа». А в последний день работы ярмарки на стенд зашел директор «Арт Москвы» и неожиданно вручил Воронежу диплом – «За инновацию художественных форм». Позже выяснилось, что такие дипломы на «Арт Москве – 2012» получили только две галереи.