Газета,
которая объединяет

«Главное – не замалчивать проблемы»

Геннадий Чернушкин встретился с редакторами местных СМИ
Рубрика: от

К новому человеку во власти всегда интерес особый. Как и ко всему новому, впрочем. Поэтому первая встреча с редакторами местных СМИ, проведенная и.о. мэра Воронежа Геннадием Чернушкиным, вызвала немалый ажиотаж. Побывал на ней и главный редактор «Берега» Александр Белявцев.

Для чего была нужна встреча самому градоначальнику? Прежде всего, для обеспечения открытости. Открытости, которую, наряду с честностью, сам Геннадий Викторович считает основным правилом своей работы.

Обеспечить динамику

– Невозможно убежать от всех проблем, – говорит он. – Поэтому и мы в своей работе будем об имеющихся проблемах говорить открыто. И даже если придется принимать непопулярные решения – тоже не станем замалчивать их.

Отвечая на вопрос о мотивах своего появления во власти, Геннадий Чернушкин акцентировал внимание на том, что можно жить ради самого себя, а можно транслировать полученные навыки и опыт на окружающих. Поэтому руководство городом для него – это возможность применить имеющиеся наработки на пользу жителям Воронежа. А вот оценивать, правильным ли было решение идти во власть, он пока не стал.

– В бизнесе есть такое правило: крупные решения могут оцениваться только спустя длительное время. Поэтому даже сам для себя я смогу ответить на этот вопрос по истечении даже не нескольких месяцев, а нескольких лет, – ответил и. о. главы администрации Воронежа.

Зато он оценил систему муниципального управления, увиденную в городе после прихода на работу в мэрию. А увиденное его не порадовало – прежде всего, своей низкой эффективностью. Впрочем, отмечает Геннадий Викторович, это – явление не воронежское и даже не российское. Во всем мире существует ряд институтов с низкой динамикой развития. Более низкой, чем тот же бизнес. Например, образование или вооруженные силы.

Впрочем, считает и. о. мэра, ситуацию можно переломить. Для начала следует ввести сюда используемую в бизнесе систему ключевых показателей эффективности, а также сделать привязку заработной платы чиновников к непосредственным результатам их деятельности – это будет хорошо стимулировать.

Геннадий Чернушкин не согласился с точкой зрения о тяжелом материальном положении города – с учетом регулярного принятия главного его финансового документа с дефицитом и необходимости постоянного кредитования в банках.

– У нас многие крупные промышленные предприятия города имеют куда большую зависимость от заемных средств, и живут нормально. Относятся внимательно к принимаемым решениям, и не более того, – пояснил он.

В общем и в частности

Куда более серьезными считает и. о. мэра Воронежа реальные городские проблемы, которые он намерен решать с первых дней своего появления на посту. Первая из них – это санитарное состояние областного центра. Как бороться с грязью? Ответ вроде бы на поверхности: уборкой. Но не просто уборкой. Нужно перейти на новые стандарты чистоты, уверен градоначальник, – не только ее наведения, но и поддержания. А это, опять же, работа – не на один месяц.

Как известно, чисто там, где не сорят. А не сорят – там, где не хочется сорить. Поэтому Геннадий Викторович уверен: необходимо продолжать в городе программы благоустройства, аналогичные работающей сейчас программе «Сто дворов». И реализовывать их не только комплексно, ремонтируя проезды возле домов, прошедших через капремонт, устанавливая тут ограждения, спортивные и детские площадки, но и по частям – в зависимости от того, что необходимо той или иной территории.

А вот глобальные коммунальные проблемы, по всей видимости, решать все же придется только частями. Ну если нет у города средств заменить все магистральные трубопроводы, то что же, не прикасаться к ним совсем, пока не появятся деньги?

– Опять же, правило бизнеса: решать проблему по частям, если нет возможности решить ее целиком, – поясняет Геннадий Чернушкин. – Главное – не замалчивать ее, а идти на нее с «открытым забралом», составлять план ее решения, искать финансирование.

Впрочем, главной коммуннальной сложностью и. о. главы администрации видит даже не изношенность сетей. Беда, по его словам, кроется в сломе парадигмы сознания, в необходимости собственника самому отвечать за свое жилье, общедомовое имущество, причем в рыночных условиях. И эта проблема, опять же, не воронежская. Но бросать людей один на один с ней Геннадий Викторович не собирается. Мэрия, заверил он, будет продолжать жестко контролировать отрасль, помогая людям привыкнуть к новым реалиям.

Ни капли на дорогу

Решительный настрой проявил Геннадий Чернушкин и по поводу дальнейших принципов осуществления ремонта дорог. По его мнению, в первую очередь здесь стоит посмотреть даже не на качество материалов, сроки проведения работ и прочие субъективные факторы, а на фактор объективный – климатические условия.

– В течение года температура в России многократно переходит нулевую отметку туда и обратно, – говорит он. – И мы просто не можем не учитывать этот момент. Поэтому в первую очередь нам необходимо озаботиться проблемой освобождения магистралей от воды. И тогда есть надежда получить дороги, как в Европе.

Организация мощной системы водоотведения – процесс, разумеется, не из дешевых. Тут необходима реконструкция существующей ливневой канализации, строительство новых ее участков, использование нестационарных систем и т. п. Плюс – создание принципиально новой системы очистки дорог от снега и льда. Но только после решения этих вопросов, уверен и. о. мэра, можно будет смотреть, кто конкретно и как ремонтирует дороги, какие материалы использует.

Впрочем, уже сегодня подрядчики вынуждены сами обращать внимание на эти моменты: гарантию на проведенные работы никто не отменял. В текущем же году, говорит Геннадий Викторович, удалось добиться того, что все конкурсные процедуры на проведение восстановительного и капитального ремонта были осуществлены вовремя, что исключает несвоевременное их начало и, как следствие, появление недовольства со стороны воронежцев. Это особо важно в том аспекте, что средств на дорожные работы в 2013 году выделяется немало – 1,1 млрд руб.

Кто платит, а кто едет?

Новые подходы к дорожному строительству должны помочь в том числе решению вопросов пробок в Воронеже. Правда, Геннадий Чернушкин честно отметил: никогда развитие улично-дорожной сети не поспеет за автомобилизацией. Поэтому не исключено, что в отдаленной перспективе будут применяться ограничительные меры, например, въезда на личном автотранспорте в центральную часть Воронежа.

Но любое ограничение «частников» должно вести за собой развитие общественного транспорта, на который, по идее, будет предложено пересесть воронежцам, решившим отказаться от передвижения на машинах.

Говоря о проблемах пассажирского транспорта, Геннадий Викторович отметил низкое качество подвижного состава, несовершенство маршрутной сети. Обратил он внимание и на тот факт, что стоимость проезда в Воронеже – самая низкая среди всех городов-миллионников России. Это приводит к анекдотичной ситуации, когда «вы делаете вид, что платите, а они делают вид, что работают».

Решение этих проблем отражено в принятой недавно концепции развития общественного транспорта. Сегодня, по словам градоначальника, она уже превращается в конкретный календарный план реализации отдельных мероприятий, среди которых – оптимизация маршрутной сети и замена подвижного состава с перераспределением в сторону современных большегрузных автобусов.

Уверенность движения

Разумеется, решение транспортного вопроса приведет к определенному противостоянию с предпринимателями, организующими пассажирские перевозки. Но отношения с бизнесменами, учитывая опыт Геннадия Чернушкина до прихода в мэрию, думается, стабилизировать ему удастся.

– У нас зачастую воспринимают власть и бизнес как антагонистов, хотя это не совсем верно, – говорит и. о. главы городской администрации. – У нас и бизнес как класс – молодой, и власть, учитывая 20-летние изменения в стране, тоже. В итоге два несформировавшихся класса вынуждены взаимодействовать между собой. Иногда у них это получается, иногда – не очень. Моя задача как раз – помочь сделать так, чтобы получалось лучше. Иначе у нас будут еще долгие годы барахтанья со слабым движением вперед. А хотелось бы двигаться уверенной поступью.

Уверенность движения, считает Геннадий Викторович, приведет к тому, что в Воронеже станет по-настоящему удобно жить.

– Я вижу Воронеж городом, в котором захочется не только жить самому, но и растить детей, – обобщает перспективу развития мегаполиса и. о. мэра. – И главное – не только воспитывать, но и создавать условия для того, чтобы, вырастая, они не покидали Воронеж, а оставались бы жить и работать здесь.