Газета,
которая объединяет

Прав ты или без прав?

Практические советы потребителям в сложных ситуациях
Рубрика: Социум№ 56 (1631) от
Автор: Александр Пылев

Многие из нас сталкивались с тем, что недавно купленный телефон сломался. Или приобретенный в салоне автомобиль неделями простаивает на гарантийном ремонте. Или вы оплатили магазину новую мебель, а в обозначенный срок ее вам не привозят и день за днем «кормят завтраками».

Что в подобных ситуациях можно предпринять и как добиться от продавцов соблюдения своих прав? О том, как это сделать на практике, корреспонденту «Берега» рассказала председатель правления ВООО по защите прав потребителей «Лига потребителей» Александра Ищенко.

Требуйте выдать «подменный»

– Итак, сотовый телефон сломался, хотя гарантийный срок не истек. Я могу его заменить?

– Не только. Вы вправе обменять телефон на новый или вернуть деньги, если на момент поломки не прошло 15 дней со дня его покупки. Как вариант, вам обязаны осуществить бесплатный ремонт. Причем в кратчайший срок, который не должен превышать 45 календарных дней. При этом помните: возврат денег или обмен на новый телефон возможен в любом случае, если имеют место неоднократные гарантийные ремонты (один раз и более), а также если ремонт требует несоразмерных денежных или временных затрат.

Есть и еще одна важная деталь, о которой многие продавцы «забывают»: на все время ремонта они должны предоставить подменный аппарат с аналогичными функциями. Делается это по письменному заявлению потребителя.

– Как конкретно это все осуществить?

– Составить письменную претензию в 2 экземплярах, в которой указать свое требование (возврат денег, обмен товара, ремонт). Вручить претензию продавцу, при этом попросить продавца поставить отметку о получении. Если продавец отказался ставить отметку, лучше направить претензию заказным письмом с уведомлением в адрес торговой точки или на юридический адрес организации, который должен быть указан в уголке потребителей. Хорошо бы сделать фотоснимок свидетельства о регистрации продавца, в данном документе имеются все необходимые реквизиты. Если по претензии денежные средства не возвращены, ремонт не произведен, то следует обратиться в общество защиты прав потребителей, которое произведет защиту ваших интересов в судебном порядке – по практике более 90% дел выигрывают потребители.

Есть один важный нюанс. Зачастую продавец принимает товар для проведения проверки качества и производит обновление программного обеспечения – перепрошивку, смену ПО. При этом он указывает, что это не является ремонтом. Однако это обман потребителя, так как смена ПО является ремонтом, а значит, налицо нарушение прав потребителя! Поэтому всегда требуйте проведения проверки товара в вашем присутствии.

Взыскивайте моральный вред

– Немалое число людей после приобретения нового автомобиля вынуждены неделями обходиться без авто по причине того, что возникла неисправность и машина неделями стоит на гарантийном ремонте в сервисном центре…

– Если сроки гарантийного ремонта автомобиля нарушены – автосалон обязан выплатить неустойку за нарушение сроков ремонта – 1% от стоимости автомобиля за каждый день задержки ремонта. Более того, если автомобиль не первый раз на гарантийном ремонте – возможен обмен автомобиля на новый или возврат уплаченных за автомобиль денег в полном объеме. Однако следует понимать, что автосалоны зачастую неверно оформляют документы о проведенных гарантийных ремонтах, которые затем трактуют только в свою пользу. Поэтому важный совет любому владельцу нового авто – всегда требуйте сделать отметку в сервисной книжке о проведенных работах, более того, заверить отметку печатью.

Деньги вместо шкафа

– А как быть в ситуации, когда оплаченную мебель вроде бы и не отказываются привезти, но постоянно отодвигают конкретные сроки доставки?

– Во-первых, в подобной ситуации потребитель вправе вернуть себе деньги и потребовать выплатить неустойку за период просрочки. Он также может дождаться доставки мебели и потребовать выплатить неустойку – 0,5 процента от оплаченной суммы за каждый день просрочки. Плюс – потребовать возмещения причиненных убытков, вызванных несвоевременной передачей мебели.

Если в такой ситуации возникли проблемы и ждать доставку мебели желания уже нет, а доверие к продавцу пропало – письменно уведомите его о своем нежелании получать мебель. Если мебель все же доставлена, но не в срок – обязательно подпишите акт приема-передачи с указанием даты (а лучше и времени) доставки.

Кроме того, помните: если после получения мебели обнаружились какие-либо недостатки, потребитель имеет право на обмен, возврат денег или бесплатный ремонт мебели. Какое из данных требований выбрать – право потребителя, и этот выбор не может навязываться продавцом.

При возникновении любых сложностей при покупке всех видов товаров, выполнении работ, оказании услуги очень важно своевременно получить консультацию грамотного юриста-профессионала. Наше общество по защите прав потребителей имеет 7-летний опыт работы и штат профессиональных юристов, которые ответят на любые вопросы в области нарушения прав потребителей.