Газета,
которая объединяет

Свежесть встречи с жизнью

Рубрика: от
Автор:

В последние дни у Воронежа появился еще один повод гордиться своей молодежью. Один из сдающих ЕГЭ выпускников принес сотовый телефон и сумел им воспользоваться во время экзамена. А ведь в столице Черноземья и в Воронежской области было организовано 70 пунктов проведения экзамена. И – всего один!

Сравните наш результат с Нижним Новгородом, с Питером, где из класса во время ЕГЭ разом выгнали 13 ребят. Я уж не говорю про Дагестан, особенно про те пункты проведения ЕГЭ, что были размещены в горных аулах… Так что напрасно в Воронеже не разглашают информацию о том, был ли тот единственный абитуриент ученик или ученица и в какой школе это случилось. По-моему, надо его или ее только благодарить. Иначе на общем фоне мы, как говаривал Гоша в «Москва слезам не верит», получились бы какими-то слишком идеальными.

Да, в этом году Единый государственный экзамен был дискредитирован по полной программе.

Напомню, что скандал начался вечером в воскресенье 26 мая, когда в социальной сети «ВКонтакте» появились ответы на первый экзамен. Те, что уже стали фактом биографии для выпускников на Дальнем Востоке. Первая реакция – ну, не учли высшие госдеятели России (хотя один из них лично занимался часовыми поясами) фактор размера страны. А что, все логично. Когда проверка знаний сводится к угадыванию значков и символов, вот такой радикальный способ – самый правильный. Те, кто выложили ответы по ЕГЭ, поступили как передовые представители цивилизованного мира. Прозрачного мира, добавлю.

Но дальше стало открываться все больше подробностей взлома ЕГЭ. Причем эти факты уже никак не были связаны с последним и предпоследним словами в информационных технологиях. Вдруг открывшиеся подробности оказались стары как мир. Напомним, единый госэкзмен был внедрен, чтобы снизить уровень коррупции в образовании. И вот выяснилось то, на что кивали с самого начала внедрения ЕГЭ иные буйные головы: никакого снижения коррупции не случилось. А в национальных республиках финальные школьные испытания стали отлаженным бизнесом, приносящим немалый доход работникам школ (не называть же их великим словом «учитель») и их посредникам. После того как в федеральные вузы стали поступать абитуриенты, с трудом объясняющиеся по-русски (это при 100-балльных результатах единого экзамена), появился даже термин: «дагестанский ЕГЭ». «Написали сочинение по аське – учительница скидывала», «родители по пять тысяч рублей давали, чтобы задания наши выносили» – в таких откровенных мазках предстает актуальная картина. Феномен стал притягательно популярен не только у гордого местного населения, но и у жителей различных регионов России. На СМИ валом обрушились рассказы о том, как родители с выпускниками приезжают в дагестанские аулы (где «сдать» ЕГЭ – дешевле) из Ростова, Краснодара и даже из Москвы.

Год спустя чиновники от образования припомнили, как в 2012 году в дагестанских школах появились тысячи одиннадцатиклассников из других регионов РФ, которых до этого никогда не было в местных школах. Иные настолько разоткровенничались, что «раскрыли» схемы, когда родители дают взятки директорам школ и тем самым снимают вопросы с посещением уроков. И что же они держали под спудом эти данные, когда страна вовсю борется с коррупционной гидрой?

Когда на днях проблема ЕГЭ дошла до Госдумы, глава комитета по образованию Вячеслав Никонов так и сказал: мошенничеством с ЕГЭ должны заниматься правоохранительные органы. Коммунисты же настаивали на парламентском расследовании утечек, и лидер партии Геннадий Зюганов произнес сакраментальные слова об отставке министра образования Дмитрия Ливанова. Заметим, последний впервые публично признал эти самые утечки. Вместе с тем господин Ливанов заявил, что уйдет в отставку только «при ощущении неэффективности своей работы». Какое интересное и симптоматичное замечание. Ощущение – это очень человеческое, это тестовым способом не проверишь. Тест может показать, что ты – уже в ощущении, а ты при этом ни черта не чувствуешь.

ЕГЭ затевался в том числе для того, чтобы изгнать человека с его чувствами и ощущениями из процесса сдачи экзамена. От несовершенных людей ушли к машинам. Объективным и справедливым, кто бы сомневался. Но скоро выяснилось, что людишки даже с их недостатками нашли способы, как посрамить машины. И мы получили свежесть встречи с живой жизнью как она есть. Самое время возвращаться к людям. Совсем без недостатков найти не получится. Но по большому счету такие и не нужны. Грехи считать – потом и не мы уже будем. Сегодня в тех, кто рулит процессом, желательно увидеть всего одно достоинство. Пусть для них будет дорога честь мундира – учителя, госслужащего. Тогда дело пойдет. И не только в плане экзаменов.

Если знаете другие решения, подскажите.