Газета,
которая объединяет

Белый город

Корреспондент «Берега» оценил чистоту и уют соседнего областного центра

Воронеж в сознании местных жителей однозначно представляется главным городом в Центрально-Черноземном регионе. Самый большой по площади и численности населения, самый развитый в плане многих социальных реалий. Коллеги-журналисты, когда нужен синоним слова «Воронеж», автоматически пишут «столица Черноземья» и даже не задумываются о том, насколько это правильно и актуально. Между тем у других черноземных городов тоже есть претензии на «столичный» статус. Особенно у Белгорода.

Про этот небольшой, в сравнении с Воронежем-то, город в последнее время говорят много хорошего: и про порядок, и про благоустроенность. Имидж периодически портят истории вроде той, что случилась с «белгородским маньяком», но очевидно, что это исключение, а не правило. Типичная жизнь в этом областном центре другая.

Пруд в центре города

Первое впечатление – это, конечно, дороги. В самом Белгороде они не такие уж и блестящие. Как в Воронеже после весеннего ремонта – вроде и неплохо, но еще есть куда стремиться. Иное дело – трасса до Белгорода. За последние годы она серьезно преобразилась и стала четырехполосной почти на всем своем протяжении (исключения – куски Курской и Воронежской областей) – с отличным асфальтом, разметкой и даже развитой придорожной инфраструктурой. Одно дело, когда на таком уровне строится М4 с прицелом на Олимпиаду – там осваиваются федеральные деньги, другое дело – региональная трасса, которую белгородцы строили «за свои». Зато теперь 250 километров даже с соблюдением ПДД можно проехать чуть более чем за 3 часа, а «горячие головы» «долетают» гораздо быстрее.

Кстати, еще об автомобильной теме. В Белгороде принято пропускать пешеходов на переходах. Принято – и все тут. Если кто-то в потоке не пропустил, то это приезжий, который еще не выучил местные нравы. А еще в Белгороде бензин на 1-1,5 рубля дешевле, чем в Воронеже, и пробок меньше, что тоже логично: улицы достаточно широкие, а транспортный поток не такой большой.

Сам город оправдывает уже ставшее распространенным мнение о чистоте и порядке. Все очень аккуратно, а еще – зелено. Весной все города, конечно, расцветают, но тут чувствуется хорошая организация и жесткий контроль над процессом. С самого утра по городу курсирует большое количество поливалок, которые орошают не только асфальт, но и придорожную растительность. Стоит ли удивляться, что она быстро и ярко цветет?

Парк Победы – это вообще разрыв шаблона. Не потому, что он какой-то слишком продвинутый или напичкан аттракционами, наоборот – следов цивилизации минимум. Через парк протекает река Везелка, которая позволяет почувствовать себя на лоне природы. Заросшие берега, «пение» лягушек, кучки рыбаков со снастями, самодельная пристань для весельных лодочек и особый запах воды, который бывает только на прудах. И это, повторюсь, в центре города! По парку через Везелку проходит оригинальный пешеходный мост.

Дань войне

Музеев в Белгороде не так много, да и те, что есть, не всегда могут похвастать богатой экспозицией. Например, белгородский краеведческий явно проигрывает своему воронежскому «собрату». Однако как минимум один сильный музей в Белгороде есть – это «Огненная дуга».

Белгород в годы Великой Оте­чественной сильно пострадал и, как Воронеж, носит звание города воинской славы, причем получил его одним из первых после учреждения этого статуса. Воинскую историю тут чтут. Недалеко от Белгорода разворачивалась битва на Курской дуге, именно ей и посвящено большинство экспонатов.

Белгородская диорама – музей небольшой, но концентрированный. Главная жемчужина экспозиции – это, конечно, огромное полотно, которое сфотографировать полностью очень сложно. Рисованная и «натуральная» части так искусно подогнаны друг под друга, что, не всматриваясь, трудно найти границу перехода. Воронки от взрывов, окопы, раненые и убитые, разбитые пушки, танки и автомобили. Визуальную картину дополняют звуки пуль, пролетающих снарядов и самолетов, крики солдат. Погружение в ситуацию полное, словно сам стоишь на поле боя. Вокруг здания музея – солидная выставка военной техники и памятный знак павшим воинам.

Праздник для города

Коротко расскажем еще о двух объектах, которые выделяются не только по белгородским меркам, но и могли бы украсить любой другой город.

Научный и образовательный потенциал Белгородского государственного технологического университета имени Шухова с ходу тяжело освоить, но студгородок местной «техноложки» произвел на меня сильное впечатление. Это приличный участок земли, считай, в центре города, на котором собраны различные корпусы вуза. Поражает благоустройство территории – зеленые насаждения, фонтаны, беседки, скамейки, дорожки. На территорию университета свободный вход, это излюбленное место прогулок и отдыха белгородцев. Ни один воронежский вуз похвастать ничем подобным не может.

Также на территории БГТУ расположена самая крупная смотровая площадка. На ней удобно изучать городскую архитектуру, историю и развитие Белгорода. Куда ни глянь – всюду новые современные многоэтажки. Частного сектора и ветхого жилья гораздо меньше, чем в Воронеже. Активное строительство продолжается, о чем красноречиво свидетельствуют огромные краны в разных частях города.

Среди архитектурных объектов выделяется церковь Георгия Победоносца. Это не главный белгородский храм, но самый необычный. Он возведен в традициях древнерусского зодчества, полностью выполнен из дерева с применением «старых» технологий. Храм вполне современный – строительство было начато в 1999 году и закончено в 2001-м. Он интересен не только материалом строительства и внешним видом, но и колокольней шатрового типа. Внутреннее пространство храма также «деревянное» и украшено резьбой.

В тему

Самый честный гаишник

Неофициальной визитной карточкой Белгорода является скульптура «Регулировщик», которую в народе прозвали «памятником честному гаишнику». Появилась она не просто так, а посвящена знаменитому на весь Белгород инспектору ГАИ Павлу Кирилловичу Гречихину. На ней инспектор изображен на посту, рядом со своим служебным «Уралом».

Биография этого человека впечатляет, сегодняшним работникам полосатой палочки у него есть чему поучиться. Гречихин не только профессионально исполнял свои служебные обязанности, но и славился феноменальной честностью. Взяток он не брал в принципе, штрафовал всех, невзирая на чины и звания. Известны случаи, когда Гречихин выписал штрафные квитанции своему непосредственному начальнику, своей жене (она несла мужу обед, но перешла дорогу в неположенном месте) и даже… самому себе. Инспектор как-то отвлекся и проехал на красный свет.

Понятно, что столь принципиальный гаишник не мог сделать большую карьеру в Госавтоинспекции. На пенсию самый известный белгородский милиционер вышел в скромном звании старшины. Не случайно лозунг под памятником гласит: «Добрая слава лучше богатства». Не известно, были ли это слова самого Гречихина, но к нему они идеально подходят.