Самолеты – первым делом
Региональные власти, руководство Объединенной авиастроительной корпорации, ОАО «ВАСО», Воронежского госуниверситета и НП «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий» подписали соглашение о создании технопарка на территории ВАСО.
Губернатор назвал это событие долгожданным и очень важным для экономики не только региона, но и страны в целом.
Обнадеживающие итоги
В день подписания соглашения на ОАО «ВАСО» состоялось общее годовое собрание акционеров. Поэтому первый вопрос, заданный на пресс-конференции с участием всех заинтересованных сторон, касался итогов деятельности предприятия за минувший год и формирования портфеля заказов на ближайшее время.
Михаил Погосян рассказал, что в 2012 году выручка от реализации продукции завода по сравнению с 2011 годом выросла почти в 4 раза и составила 8,8 млрд руб. Но такого объема пока недостаточно, чтобы выйти на безубыточный уровень работы, поэтому по итогам года завод получил убытки в размере 1,2 млрд руб.
По словам Михаила Погосяна, Воронежский авиазавод в настоящее время находится на подъеме, получает новые заказы. В частности, речь идет о контракте с Министерством обороны, подписанным 15 мая 2013 года, на поставку 15 самолетов Ан-148. Он также добавил, что в настоящее время решается вопрос о расширении транспортной линейки для Минобороны, ФСБ, МЧС и других ведомств. В том числе речь идет о создании легкого военно-транспортного самолета на базе Ил-112.
По мнению президента ОАО «ОАК» все эти составляющие позволят заводу уже в 2015 году выйти на показатель выручки в 20 млрд руб., что должно вывести ВАСО на безубыточную работу.
Михаил Погосян также отметил, что увеличение объемов производства позволит поднять заработную плату на предприятии, которая в настоящее время составляет 23 тыс. руб., к 2015 году ее планируют довести до 30 тыс. руб.
Вместе с тем он подчеркнул, что серьезной проблемой предприятия остается кадровый вопрос. В самое ближайшее время предстоит подготовить и принять на работу еще 1,5 тыс. рабочих основных специальностей, в том числе 900 человек будут приняты на высокопроизводительные рабочие места.
Президент ОАК затронул и такую важную тему, как передача непрофильных активов ВАСО на баланс городу или области.
Технопарк – это особый механизм
По словам президента ОАК, создаваемый технопарк – это реальный и уникальный механизм, при помощи которого завод сможет не только разрабатывать новые инновационные проекты, но и зарабатывать на них. Якорными резидентами технопарка станут ОАК, ВАСО и ВГУ.
Для привлечения в технопарк частных инвестиций учредители предусмотрели ряд преференций для компаний-резидентов, такие как различные налоговые льготы (снижение ставок по налогу на прибыль, имущество, землю и т.д.), достаточно низкие ставки арендной платы, а также гарантийное обеспечение по привлеченным кредитам. Резиденты технопарка будут обеспечены готовыми производственными, административно-хозяйственными, складскими помещениями и автостоянками.
Как отметил Михаил Погосян, в настоящее время ведется работа по реструктуризации активов ВАСО. В частности, рассматривается вопрос о выделении в самостоятельные подразделения производства мотогондол, центра технологической оснастки, а в перспективе – и производства композитов. Эти производства будут выполнять заказы не только для ВАСО, но и других предприятий авиационной отрасли.
На ближайшие 10 лет
Кстати, недавно институт общественного мнения «Квалитас» провел очередной телефонный опрос населения города. Среди вопросов, заданных респондентам, был и такой: «Одни говорят, что воронежский авиазавод находится на подъеме, другие – что завод постепенно умирает. С каким из этих суждений вы согласны?»
На вопрос о состоянии дел на заводе далеко не все воронежцы вообще смогли что-либо ответить (28%). Остальные респонденты так или иначе оценили состояние ВАСО. Чаще всего люди полагают, что завод постепенно умирает (37%). Но 19% горожан засвидетельствовали то обстоятельство, что завод сегодня находится на подъеме.
Сможет ли создание технопарка изменить мнение более трети респондентов? Этот вопрос был задан участникам пресс-конференции.
«Подписав данное соглашение, мы ставим сегодня точку в этих «страшилках» и спорах, которые зачастую используются различными политическими партиями, – о том, что завод закроют, что все будет плохо. Мы видим: это не так, мы видим сегодня как минимум 10-летнюю перспективу конкретных заказов», – подчеркнул губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.