Поездом или самолетом?
Эти два вида транспорта, пожалуй, основные для тех из нас, кто решил выбраться из родного города в командировку или путешествие. За последнее время мне пришлось воспользоваться и тем, и другим. К сожалению, оставшиеся от этого впечатления сложно назвать позитивными.
Начну с того, что РЖД ввели любопытную практику градации цен на билеты в зависимости от времени их покупки. Но сделала это исключительно в худших традициях российских монополий. Если во всем мире, покупая билет перед самой поездкой, вы платите минимальную сумму (ведь, скорее всего, кроме вас его уже никто не приобретет), то у нас все наоборот — стоимость поездки для пассажира существенно увеличивается. Логика такая: раз вы прибежали в последний момент, значит вам очень надо, и вы готовы выложить, по сути, любые деньги.
В результате билет в купе фирменного 25-го поезда может обойтись вам дороже 6 тыс. руб.! И это при том, что минимальная цена полета в ту же Москву — 3 тыс. руб.!
Казалось бы, заплатив в два раза больше, чем за самолет, вы имеете право претендовать на некий сервис. Однако с этим в поезде существенный напряг. Попадая в вагон, вы сначала сталкиваетесь с жарой. Проводники мило поясняют, что кондиционер начнет работать только после отправления поезда. Вы нервно ждете этого момента, обливаясь потом, но когда «счастье» наступает, понимаете, что, возможно, было бы лучше задыхаться, чем получить воспаление легких от мощного холодного ветра. Попытки отрегулировать поток воздуха ни к чему не приводят, потому что, как с грустью рассказывают все те же проводники, терморегуляторы — вещь капризная, и далеко не всегда подчиняются требованиям пассажиров. Поэтому единственный надежный способ не заболеть — запихнуть наволочку, простыню или полотенце в щель на потолке, откуда дует охлажденный воздух. Подобные ухищрения эффект дают. Но при этом сложно не почувствовать, что твои 6 тыс. руб.за билет стали банальным «разводом на бабки».
Что касается самолетов, то про наш аэропорт не писал только ленивый. Оценивать уровень предоставляемого тут сервиса просто глупо — по причине его полного отсутствия. Остановлюсь лишь на процедуре выдачи багажа для прилетающих — «изюминке» обслуживания пассажиров.
Традиционной ленты нет в принципе: несколько крепких парней скидывают чемоданы, сумки и коляски в маленькую комнатку с узким проходом к ней. Далее начинается самое интересное: измотанные полетом и долгой проверкой документов люди пытаются взять свой багаж, но их дружно оттесняют кустодиевского типа женщины, несколько зло поясняя, что сумки будет проверять служебная собака. И неважно, что вы прилетели с пляжного курорта и что выпускающая самолет страна уже тщательно проверила весь багаж — все ждут, когда придет Мухтар, обученный находить наркотики.
Но даже после того как песик тщательно обнюхает горы вещей, проблемы пассажиров не заканчиваются. Ведь все они, как видимо, потенциальные воры, и никто не может им позволить просто взять свои чемоданы и ехать домой — как делают ничего не понимающие в сервисе аэропорты во всем мире. Но мы же столица Черноземья! Мы особенные! Поэтому сначала десятки людей несколько минут дико толкаются в узкой комнатке, выискивая в горах вещей свою кладь и выдергивая ее из-под завалов на свет божий, а потом, вместо того чтобы ее нести, должны доказать с помощью багажных талонов кустодиевским женщинам свое право на родные чемоданы и сумки.
Несложно представить, с каким настроением люди вырываются из здания аэропорта, и тут оказывается, что их ждет еще одно испытание. Без всяких носильщиков и даже без тележек им предстоит тащить весь свой багаж метров двести — потому что ближе к зданию машины такси допускают только по какому-то особому элитарному признаку: подъезжать разрешают где-то одной из двадцати.
При этом учтите: за рубеж из Воронежа лететь существенно дороже, чем из Москвы. Хотя к южным странам ближе. Сервис просто отсуствует, но платить вы будете на несколько тысяч рублей больше только за то, что летите из родного города.
Много слышал разговоров о том, что никто не хочет вкладываться в реконструкцию аэропорта, потому что это не окупится без строительства новой взлетной полосы. А это, мол, федеральная собственность, и здесь требуются масштабные государственные вливания. К тому же, само расположение аэродрома не самое удачное, и строить новую «взлетку» мешает трасса М-4 с одной стороны и овраги — с другой. Возможно, все так и есть, и нам в ближайшие годы так и не удасться увидеть наши воздушные ворота обновленными. Но почему бы в старых не начать относиться к своим пассажирам по-человечески?