Газета,
которая объединяет

Рейд помог разобраться

Воронежских торговцев «попросили» с незаконных рынков
Рубрика: Социум№ 84 (1658) от
Автор: Ольга Козлова

Для воронежцев уже стало нормой – выйти из дома и наткнуться на «самостийный» мини-рынок, где можно купить все необходимые овощи и фрукты. С одной стороны – удобство. С другой – так быть попросту не должно. Стихийные рынки в городе можно встретить на каждом шагу.

1 августа прошел рейд по незаконным местам торговли, в ходе которого нарушителям выписывали штрафы и пытались объяснить, что такой торговле на улицах не место.

Это – не мое

Крупные торговые точки на улице Полины Осипенко неспешно начали убирать товар, едва заприметив сотрудников полиции. На проходном месте расположился лоток с овощами, явно импортными. Хотя, какие они есть на самом деле, подтвердить не может никто – документов на продукцию у торговца не оказалось.

– Что это за товар, откуда он, соответствует ли его качество нормам – неизвестно, – говорят сотрудники Роспотребнадзора. – Поэтому мы берем на пробу образцы бахчевых культур, проводим все необходимые исследования, а результаты публикуем.

Женщина, которая буквально пять минут назад улыбалась покупателям и взвешивала овощи, теперь уверяет, что она простой грузчик и отношение к палатке с продукцией имеет только опосредованное: дотащить товар до точки и обратно. Правоохранители дали ей время на то, чтобы найти хозяина, но сделать это не удалось. Поэтому отвечать за незаконную торговлю придется ей.

Тем временем из палаток рядом с сочувствием и интересом смотрят на соседку, но уходить не собираются. Прикрыв свой товар полиэтиленом и покрывалами, торговцы отошли подальше в надежде, что рейд скоро закончится, а их рабочий день – продолжится. Однако сотрудники отдела управления предпринимательского потребительского рынка города пытаются убедить их собрать товар и уйти восвояси. На некоторых увещевания чиновников подействовали, а другие продолжили свое наблюдение из укромных уголков. Самыми напористыми оказались бабушки, торгующие излишками урожая со своих огородов.

– А куда нам идти? – говорит Валентина Семеновна. – На рынках место стоит столько, что не выговоришь, да и не на каждый рынок пустят! Там давно перекупщики всем заправляют. А нам со своей картошкой и помидорами туда просто не прорваться!

Конструктивного диалога с торговцами не получается. Многие, на кого успели составить протокол, в спешке убирают товар и собирают коробки. Ведь у них есть всего несколько минут до того, как их импровизированные прилавки загрузят в машину и отвезут на полигон.

На рынок не пойду

Живой коридор торговцев у железнодорожной станции «Машмет» тоже неохотно прерывает свой рабочий день. Рынок буквально в ста метрах от них, оборудованные места ждут их, однако торговцы стремятся к местам более людным, хоть и незаконным. Объясняют это тем, что здесь продукция распродается быстрее, так что они успевают все реализовать и уехать домой на электричке.

– Мы предоставляем тем, кто имеет справку о наличии приусадебного участка, места на рынке, – рассказывает начальник отдела торговли и общественного питания  горадминистрации Алевтина Тонких. – У них там скидка, они платят гораздо меньшую сумму, чем перекупщики. На рынке у владельцев приусадебных участков берут пробу товара, подтверждают, что он не опасен для покупателей. А это ведь очень важно.

К тому же садоводы попросту не имеют права торговать на улицах. В отличие от предпринимателей, которые могут выиграть аукцион и стоять вне рынка на законных основаниях. Законная торговля производится только в специально оборудованной палатке. Продавец должен быть одет по форме (обязателен чистый фартук) и иметь бейдж с именем. А при себе – целый пакет документов: разрешение на предпринимательскую деятельность, медкнижку и сертификаты качества товара.

К слову, наказание для нарушителей не слишком строгое – штраф до 1,5 тыс. руб., а значит, можно быть уверенным, что завтра торговец снова встанет со своим товаром на привычное ему место.

Правоохранительные органы уверены, что ситуацию могла бы изменить конфискация товаров. Но осуществить это не представляется возможным. Разбирательства в суде идут не один день, а специально оборудованных помещений под хранение скоропортящейся продукции у органов нет. Поэтому ограничиваются отбором товара на пробу, чтобы оценить его качество.