Газета,
которая объединяет

Восставший из ада

В Доме журналистов показывают «Послевоенный Воронеж»
Рубрика: от
Автор:

Фотопроект «Репортаж из прошлого», придуманный и осуществленный Воронежской организацией Союза журналистов России, представлен очередной, второй по счету, выставкой – «Послевоенный Воронеж». Она, работающая в областном Доме журналистов, включила в себя уникальные фотографии, сделанные в период с 1943 по 1985 годы.

По сути, в случае с «Репортажем из прошлого» надо вести речь о фотографическом краеведении. Первая выставка серии посвящалась довоенному Воронежу, и вот теперь – ожидаемое продолжение темы: столица Черноземья послевоенных лет. Отмеченных, как мы знаем из хроник, чудесами трудового героизма: город, едва ли не подчистую стертый с лица земли, восстал из ада уже в первые мирные годы.

Необъятное – не объять

Фотографии тех лет – своего рода документы, зафиксировавшие черно-белую (оттого – честную, без прикрас) реальность рассматриваемого времени. Как выглядел «Утюжок» и его архитектурный контекст на стадии «реанимации», в каких буйных зарослях стоял некогда знаменитый Каменный мост, по какому Воронежу проезжал легендарный кубинский команданте Фидель Кастро… Смотришь на кадры, запечатлевшие далекую жизнь, и сожалеешь: увы, не всю тогдашнюю действительность, невероятно волнующую сегодня, удалось запечатлеть. Нельзя объять необъятное, даже если очень хочется.

О том, что экспозиция не претендует на абсолютную полноту раскрытия темы, говорил на открытии выставки один из ее организаторов, куратор, известный фотохудожник Михаил Вязовой. И все-таки фотографы вышли на зрителя с воистину раритетными снимками. Очень разными в плане, прежде всего, выбора объекта съемки, что закономерно: среди авторов – люди разных профессий.

Начальник областного комитета по печати и книжной торговле Владимир Нейно, журналист Владлен Вороненков, генерал Владимир Суходольский, сын полка Валентин Кукуев, доктор Фаина Блинчевская, агроном Галина Ракова, доцент ВГУ Владимир Мальцев, профес­сиональные фотографы Николай Варламов, Александр Хабаров, Юрий Поплавский, фотокорреспонденты «Коммуны», «Молодого коммунара» и других печатных изданий Михаил Евстратов, Анатолий Галкин, Михаил Подвигин, Виктор Шумилов, Владимир Майоров, Антон Зенин, Михаил Вязовой… Иных уж нет, но – по Тютчеву – скажем о них «с благодарностию: были!». И стали создателями достаточно объемного фотообраза послевоенного Воронежа, который получился убедительным не только с исторической точки зрения, но и – в смысле художественной состоятельности. Произведение – экспозиция – вышло цельным.

Время выбрало их

Собственно, выставки подобного толка, в которых отчетливо «дышат почва и судьба», всегда рождаются на свет благодаря командным, коллективным усилиям. И – не обязательно профессионалов. Так, Владлен Вороненков, долгое время сотрудничавший с «Берегом» в качестве автора пишущего, еще и снимал – при его жизни казалось, что всякую ерунду. Теперь же работы Вороненкова – к примеру, расширение в 1958 году Кольцовского сквера или кураж болельщиков на стадионе «Пищевик» – смотрятся едва ли не классикой. Время действительно расставляет все по своим местам и показывает, кто есть кто. Оно и показало: Владлен был замечательным фоторепортером, человеком наблюдательным и неравнодушным. И чутье у него было мастерское: умел и ракурс изображения нужный выбрать, и композицию, не говоря уж о предмете авторского внимания.

Еще об одном фотолюбителе, Владимире Нейно, вспоминал Михаил Вязовой.

– Для меня главный автор этой выставки – именно Владимир Викентьевич, – признался Михаил Петрович. – Нейно снимал еще до войны. В послевоенные годы занимался партийной работой, руководил областным комитетом по печати и книжной торговле – и продолжал фотографировать. Оставил нам в наследство немало ценнейших кадров, на которых запечатлены, например, начало восстановления магазина «Утюжок» и проспект Революции 1 Мая 1959 года.

Видеть родной город таким, каким он был до тебя, с полноводной речкой вместо водохранилища – восторг, конечно. Но и люди, населявшие «тот» Воронеж, их лица – тоже открытия из разряда незабываемых. По-хорошему наивные, открытые, общительные, оптимистично смотрящие в пресловутый завтрашний день… Физиогномика послевоенной советской страны – отдельная теплейшая история, богатая пища для размышлений.

А что касается снимков из семейных архивов – хорошо бы в будущем (желательно недалеком) собрать их для отдельной, камерной выставки. Ведь старые фотографии есть практически в каждой семье. Думается, найти среди них выставочные экспонаты нетрудно: едва ли не все, что хранят частные семейные альбомы с середины прошлого века – символы и знаки.

Отмечу и уважительное отношение фотографов к местной культуре. Так, нашла я на выставке несколько портретов воронежских писателей, в неформальном ключе исполненном. Тот же «Троепольский с Бимом» – кадр, запечатлевший Гавриила Николаевича в момент общения с его любимым псом, прототипом известной повести. И не беда, что в жизни Бима звали Лель. Созданию образа незнание этого факта автором нисколько не помешало.

Следующей выставкой проекта станет «Современный Воронеж». Курировать ее будет Константин Толоконников.