Газета,
которая объединяет

На свое усмотрение

Галерея «Нефта» открыла восьмой «ART LIBITUM»
Рубрика: от
Автор:

Ежегодная выставка современного искусства «ART LIBITUM» вышла на зрителя уже в восьмой раз. Традиционно «Нефта» распечатывает сезон этим проектом (хотя нынешним летом галерея, по большому счету, работу не прерывала вообще), представляя Воронежу художников не только местных, но и их коллег-липчан.

Иван Бондарев, Михаил Викторов, Виктор Мануковский, Валерий Мишунин, Наталья Стриж. Имена «наших» – именно имена, яркие в творческом плане персоны. За каждым из перечисленных авторов – узнаваемый стиль и умение мыслить образами. Гости, что очень приятно, нисколько не выбиваются из этой колеи: Владимир Басинский, Вадим Колобовников, Олег Кузин, Лидия Скаргина, Виктор Яичников не менее интересны, чем воронежцы.

Концепция – неизменна

«Паритетные начала» – очевидны: не надо сильно напрягаться, чтобы отчетливо «услышать» перекличку между воронежскими и липецкими участниками выставки. Это, как ни крути, одного поля ягоды. За счет чего, на мой взгляд, сегодняшний «ART LIBITUM» получился стройнее, ровнее предыдущего. И подкупил, помимо всего прочего, интеллектом художников: все они прекрасно владеют современным живописным языком. И стремятся увязать реальность с ее психологической подоплекой. Иначе – никак: эта реальность с реализмом (предметностью) соотносится плохо. Скорее, она импрессионистична: авторы «ART LIBITUMа» показывают не объекты или сюжеты, но – собственные ощущения от оных. Даже наивные скульптурки Валерия Мишунина – предметы! – всего лишь информация к размышлению. Что уж говорить о метафоричных, притчевых полотнах Михаила Викторова, ищущего – в цвете, образе, аллегории – гармонию человека с самим собой и окружающим миром? Или о поэзии на холстах Ивана Бондарева, который – колорист высшей пробы?..

В идеологическом смысле «ART LIBITUM» выдержан, как всегда, безупречно. Концепция выставки отражена в ее названии. Оно перекликается с латинским выражением «Ad libitum» – в мире музыки термин означает «игра на усмотрение исполнителя». Согласно этой формуле «свободного полета» и самовыражаются авторы показа. Который, как справедливо заметила руководителю «Нефты» Екатерина Разуваева, никогда не бывает скучным.

– Спасибо Мише Викторову, который когда-то вдохновил нас на этот проект, – поблагодарила Екатерина одного из постоянных авторов галереи. – Лично мне он очень нравится – просто один из любимых, реализуемых в «Нефте». Каждый год мы стараемся обновляться, но при всем том у нас есть старожилы, участвующие в выставке ежегодно.

Куда подальше от реализма

«Обновляться» стремятся не только организаторы «ART LIBITUMа». Такие, к примеру, художники, как вышеупомянутый Валерий Мишунин, всегда новы. Этот автор постоянно «курсирует» от техники к технике, работает с разными материалами и в разных стилях, одинаково внимателен к живописи и объектам – отсюда и результат. Зрелищный. Обеспеченный в немалой степени тем обстоятельством, что все мишунинские произведения, часто нарочито безыскусные, – сама искренность. И не почувствовать этого нельзя, даже если ты не принадлежишь к поклонникам современного искусства, а предпочитаешь академизм. Хотя как раз у Мишунина – не без того, что не удивляет; почва любого экспериментаторства – классика.

Наталья Стриж, выступая на открытии выставки, призналась: «Хочется отойти от реализма как можно дальше». Достигается исполнение такого желания при помощи «гигантомании»; Наталья любит крупный формат и крупные же изображения на нем. Ракурсы живописной «подачи» предметов порой кажутся странными, иной раз художница буквально «режет по живому», выхватывая из привычного контекста и укрупняя какую-либо его деталь, которую, если оглядываться на каноны, не назовешь основополагающей. Мне кажется, женщинам ее работы способны открыть больше смыслов, чем мужчинам: при всей своей однозначности (композиционной, колористической) картины Стриж – что многостраничные книги. То ли повести, то ли рассказы. Может, новеллы; в любом случае – есть что полистать-почитать. И «добраться», между прочим, до экзистенциальных переживаний.

Разумеется, в случаях с коллективными выставками для каждого зрителя кто-то из авторов всегда оказывается ближе остальных. И я здесь останавливаюсь на художниках, «цеп­ляющих» лично меня. С чем и передаю слово одному из них…

Один-единственный

Достаточно единожды увидеть бондаревских загадочных «Мамонтов», выставленных сегодня в «Нефте» – и они запомнятся надолго. Как бы всплывающие из каких-то немыслимых недр (опять же – колорит работает на эмоцию), неотчетливые, но узнаваемые существа-сущности, одновременно и контрастирующие с «мутным» контекстом, и органично в него вписанные. Контурные и фактурные одновременно: то ли явь, то ли сон, материализующийся здесь и сейчас. «То ли девочка, то ли виденье…» Мираж, одним словом. Как и практически все работы Бондарева, показанные зрителю ранее – Иван, при принципиальной «стертости» изображения на холсте – обычно один из наиболее ярких участников коллективных показов. Самых разных, что характерно…

– Иван Бондарев – всегда и всюду один-единственный, будь выставка какой угодно: реализм, абстракция, нечто концептуальное – неважно, – делюсь давним наблюдением с художником. – Везде к месту. Ни с кем не перепутаешь и мимо не пройдешь: работы – с почерком и той глубиной, которая не словами определяется. Откуда, Иван, необычная манера письма? У человека, получившего традиционное художественное образование?

– Здесь можно порассуждать про грань между реализмом и не реализмом – есть ли вообще она в искусстве? По-моему, ее нет. Искусство – это искусство. В нем все, можно сказать, искусственно. Но – сделанное на основе реального события, на основе его переживания. Так что от реализма оторваться нельзя. Задача искусства – найти какое-то отражение виденного, понятого, прочувствованного. Приснившегося, в конце концов.

Не только видеть

– А насчет интеллектуального уровня, багажа что расскажете? Рассматривая ваши произведения, якобы очень вольные, понимаешь: Иван Бондарев много книжек прочел и много музыки переслушал. И то, и другое – не ширпотреб, хорошего качества…

– Все, конечно, из природы – и только. Плюс надо много работать. А книжек – да, много читал и читать продолжаю. Музыка – тоже дело обязательное… Если же возвращаться к изобразительному искусству – его будущее я вижу в отходе от буквализма. В той же музыке нет конкретного образа. Нельзя сказать, что музыкант играет ровно так, как соловей поет. И восприятие изобразительного искусства на уровне подражателя птицам – это не то, нет…

– Поэтому вы не пишете, к примеру, жанровых картин?

– Жанровая картина, я считаю, дело прошлое. Это ушло.

– И сегодня не интересно?

– Не то, что не интересно: просто там, в картинах старых мастеров, все уже сказано. И большее «выжать» вряд ли удастся. Сегодня нужен не рассказ, не реальный образ – недаром и поэзия в основной своей массе от него отошла. И живопись нужна, воспринимаемая не глазом, а какими-то другими органами чувств. Надо, то есть, не только видеть, но и что-то слышать, ощущать…

Что касается липецких художников – о каждом можно говорить не в двух словах. Но, пожалуй, самое сильное впечатление произвели Лидия Скаргина и Виктор Яичников. Последнему за один только порт­рет замечательного живописца Виктора Сорокина – пять баллов! Впрочем, такую оценку без натяжек можно выставить «ART LIBITUMу-2013» в целом.