Газета,
которая объединяет

Кто крайний?

Рубрика: от
Автор:

На днях мой сосед показал на стене нашего дома небольшую трещину и предрек, что через 3-5 лет стена развалится, если ее срочно не отремонтировать. Надо, мол, и стяжки ставить, и бетон в основание залить. Если учесть, что жильцов в доме не так много, на подобные преобразования придется скидываться тысяч по 40-50. И мне стало любопытно: если еще сравнительно новое наше здание построено некачественно, то кто несет за это ответственность? Кто тот крайний, к кому я как потребитель могу предъявить претензии?

Логичный ответ – к застройщику. Но тут не так все просто. Начинало дом одно юридическое лицо, заканчивало – другое. Квартиры продавали оба. А потом жильцы устанавливали право собственности в судебном порядке. Несложно догадаться, что к сегодняшнему дню ни первого, ни второго застройщика не существует в природе.

Думаю, объектов с подобной судьбой только по Воронежу более чем достаточно. Кроме того, мне кажется, что и более стабильные строительные компании имеют для подобных случаев «козырь в рукаве». Например, договор подряда с какой-нибудь фирмой-однодневкой, которая якобы провела работы на самых проблемных участках и теперь несет за них всю полноту ответственности.

Надеяться на саморегулируемую организацию (СРО) отрасли я бы тоже не стал. Как только «запахнет жареным», фирму в мгновение ока выведут из состава саморегулируемой организации. Или приложат все свои юридические усилия для того, чтобы измотать в суде тех, кто попытается покуситься на страховой фонд СРО.

А людям, покупателям квартир в новых домах, нужен простой и понятный механизм ответственности на случай, если стены вдруг начнут трескаться или обрушится какой-нибудь балкон. Механизм эффективный и четкий. Когда нужно просто составить акт, подтверждающий, что проблема возникла именно по вине строителей или проектировщиков, и сразу же, что называется, «автоматом» – получить деньги на весь необходимый ремонт.

Для этого, на мой взгляд, логичнее смотреть на подобные проблемы под иным углом. Дом сам по себе, то есть – по факту его появления на площадке, не может быть принят в эксплуатацию и заселен. Перед этим целый ряд структур должен подписать согласующие документы. И в их числе основное место занимает Госстройнадзор. Ведь именно в сфере его полномочий лежит проверка капитального строительства на соответствие требованиям технических регламентов и проектной документации. То есть если Госстройнадзор принимает объект, государство в его лице говорит будущим жильцам: поводов для волнения в течение определенного времени нет. А значит, на мой взгляд, именно государство и должно нести конечную ответственность перед людьми. Да, потом оно вправе взыскать с застройщиков любые суммы, выплаченные из бюджета жильцам, плюс – еще и штрафные санкции. Но перед этим – компенсировать населению его потери.

На самом деле отсутствие подобного механизма превращает всю систему ввода в эксплуатацию жилья – в фарс. Зачем куча чиновников несколько дней «пасется» на новостройке, если они все равно потом не несут никакой ответственности? Получается, что госприемка проводится вовсе не ради людей, а ради самих «госприемщиков». И если строители найдут способ «задобрить» инспекторов, то любой брак можно выдать за норму. И потом – никому ничего не будет!

Скажем, на днях прокуратура города выявила очередные нарушения в деятельности Госстройнадзора области. На этот раз речь о доме по ул.9 Января, 113а. Еще полгода назад представители госинспекции согласовали его ввод в эксплуатацию, заверив своими подписями, что он полностью соответствует проекту. Но на самом деле там до сих пор отсутствуют элементы благоустройства на придомовой территории, не организованы тротуары, не завершена окраска фасадов и т.д.

И что в итоге? Прокуратура направила представление, и четырех чиновников – всего-то! – привлекли к дисциплинарной ответственности! Хотя логичнее было бы для начала взыскать всю сумму на проведение необходимых для соответствия проекту работ с Госстройнадзора. А ведомству в судебном порядке получить эти деньги от застройщика и своих нерадивых чиновников. Вот тогда бы, в следующий раз, убедить инспектора «подмахнуть бумажку» стало бы намного сложнее.

Прокуратура уже не раз выявляла многочисленные проблемы у Госстройнадзора, связанные, например, с тем, что застройщики по несколько раз нарушают сроки предоставления отчетности, но инспекция не принимает никаких мер для наказания виновных. Были выявлены случаи несоблюдения сроков проведения плановых проверок и недостаточного количества внеплановых. Если прибавить к этому то, что Госстройнадзор принимает дома, которые сдают с нарушением проекта, невольно возникает вопрос: как вообще мы, жильцы новых квартир, можем полагаться на государство в случае проблем с нашими домами?