Газета,
которая объединяет

Вам конверт

Рубрика: Колумнистика№ 106 (1680) от
Автор: Сергей Попов

Кто из нас не получает рекламных СМС-сообщений с предложением взять беспроцентный кредит или вызвать такси? Подобный телефонный спам достал всех и вся, но сделать мы с ним ничего не можем. Пока. Но есть надежда, что вскоре ситуация изменится.

Член комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов подготовил законопроект о «запретном списке», в который каждый желающий сможет внести свой номер телефона – чтобы не получать голосовые и СМС-сообщения с назойливой рекламой. В случае если спамер осмелится нарушить законодательную норму и прислать «агитку» на «запрещенный» номер, ему будет грозить полумиллионный штраф.

«Вписать» телефон в базу сможет любой гражданин, независимо от социального положения. Причем работать запрет должен даже в том случае, если раньше человек давал согласие на получение рекламы. Поставить заслон нежелательной корреспонденции можно будет через сайт госуслуг. Соответствующие поправки адресованы законам «О связи», «О персональных данных», «О рекламе».

По мнению Костунова, порядок создания, финансирования и эксплуатации базы – компетенция правительства. Список должен состоять из общедоступной части (номер телефона, дата включения в базу) и закрытой. Содержание закрытой части реестра определит уполномоченный опять-таки правительством орган. Если все срастется, законопроект вступит в силу с 1 сентября следующего года.

И все бы неплохо, если бы не извечная русская проблема под названием «коррупция»: у нас любые «строго конфиденциальные» базы данных легко приобрести в виде диска за 100 рублей. А то и бесплатно скачать из Интернета. Получив такое «оружие», можно запросто «мочить» конкурентов, выцарапывать у них деньги – в случае если компетентные структуры не до конца разберутся, кто именно прислал нелегальную эсэмэску. Увидят, что реклама пришла от фирмы «Рога и копыта» – и ну эту фирму штрафовать! Тогда как контора о своей «рекламе» – ни сном ни духом…

«Если на номер, внесенный в базу, придет рекламное СМС, это будет однозначным правонарушением. Контролирующие органы легко привлекут к ответственности спамеров согласно статье 14.3 КоАП РФ», – поясняет депутат Костунов. Эта статья сообщает, что за нарушение законодательства о рекламе полагается административный штраф. Для граждан – от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб., для должностных лиц – от 4 до 20 тыс., для юридических – от 100 до 500 тыс.

Тоже небезынтересный момент! Организация, как все понимают, сама по себе ничего сделать не может. Делают живые люди, в нужный момент представляемые физлицами, чьи бы интересы они ни лоббировали. Поэтому рекламу транснациональной корпорации можно трактовать, например, как рассылку «от девочки Аси», за которую Ася, «если что», получит пинок в виде жалких двух тысяч. Надо ли говорить, что сверхмощная структура подобных пинков не почувствует? Даже если «проступок» действительно кто-то запеленгует?

К слову о расходах: по расчетам гендиректора исследовательской компании TelecomDaily Дениса Кускова, создание системы, предлагаемой депутатом, обойдется в 15-20 млн рублей…

Интернет-пользователи на форумах отмечают: проект нуждается в доработке. В частности, в нем не отделяются рассылки рекламные от сообщений откровенно мошеннического характера. Душещипательные просьбы в стиле «я перевернулся на трассе, положи деньги на этот номер, Саша» знакомы всем. И такая самодеятельность поопасней «таксистов» и «банкиров» вместе взятых: наивный наш народ до сих пор ведется даже на грубый развод. Так что этот «бизнес», по идее, не стоит приравнивать к рекламе. Вероятно, здесь должна идти речь о совсем других мерах ответственности.

А еще пользователи напоминают: мы порой сами загоняем себя в ловушку, подписывая всякие договоры, в которых обозначено, что «я согласен получать информацию об акциях компании». Нередко подобную муть «засовывают» внутрь соглашения о предоставлении дисконтной карты или крупной скидки. Вычеркивать этот пункт каждый из нас имеет полное право.

Проблема отозвалась не только депутатской озабоченностью: по информации компании «Вымпелком» (бренд «Билайн»), ведущие операторы связи при содействии органов госвласти работают нынче над созданием единого механизма, который позволит на законодательном уровне обеспечить качественную защиту российских абонентов от спам-рассылок. Пока же сотовики обязаны пропускать весь трафик: работа такая…