Газета,
которая объединяет

Медвежий угол

В зале на Кирова открылась выставка работ трех воронежских фотохудожников
Рубрика: от
Автор:

Немножко личного: я всегда страшно благодарна коллегам, которые дают основания гордиться профессией. Уж очень надоело вешание собак на журналистов по поводу и без. Нет, конечно, дыма без огня; негативное общественное мнение о представителях СМИ мы же сами и сформировали – во многом. Тем не менее обобщения, причесывания всех и вся под одну гребенку – оскорбительны. Именно для профессии, не для конкретного ее носителя. Что принципиально.

И вот – счастливый случай: журналисты показали городу и миру, насколько они умны, наблюдательны, остроумны, тактичны, работоспособны. Одним словом – талантливы: в этом не останется сомнений ни у одного посетителя выставки «МММ, или Три медведя», развернутой в муниципальном выставочном зале на Кирова. Михаил Вязовой, Михаил Квасов и Михаил Кирьянов, работающие в журналистике давно и интересно, решили обыграть свое, одно на троих, имя; эту игру название выставки и отразило.

Улыбайтесь, господа!

Что такое классный фоторепортаж или выразительная фотка-одиночка, не надо объяснять даже дремучему гражданину: есть «говорящая» картинка – лишних (да и не лишних тоже) слов не требуется. Непросто поймать в объектив мгновенье, достойное попадания в вечность, но нашей троице это удается. А ведь пойманное мгновенье нуждается еще и в авторской интерпретации! Иначе, без личностного отношения фотографа к изображению, оно будет мертвым. И не дотронется ни до сердца, ни до мозговой извилины (хотя бы одной!) зрителя…

Вдвойне приятно, что бесценное (потому как – каждый раз единственное и неповторимое) авторское отношение не только присутствует в экспозиции, но буквально пронизывает ее, насыщает атмосферой. Плюс ко всему оно еще и очень симпатично окрашено: наши Михаилы – люди светлые. Чувство юмора у них – на зависть пишущим коллегам. Потому-то «МММ», что ни кадр, источает свет: около одних снимков рот сам собой расплывается до ушей, около других накатывает ностальгия по какой-то, не определяемой словами, душевности, третьи бьют не в бровь, а в глаз меткостью репортерского взгляда. Он ведь – особенный. Способный разглядеть за поверхностью события-явления его глубину и объем.

– Фотография – это зараза, – то ли в шутку, то ли всерьез говорит Михаил Квасов. – Стоит только увлечься этим темным делом, как вы забросите все другие увлечения. И будете смотреть на мир исключительно через объектив камеры, даже если таковая сейчас не в ваших руках. Многим хорошим людям она сломала жизнь настолько, что безобидное на первый взгляд увлечение стало профессией… В фотографии все перемешано – и смешное, и грустное. По правде говоря, в нашей профессии много штампов, одних и тех же изобразительных приемов, которые не делают чести авторам. Особенно это заметно, когда маэстро по долгу службы много лет снимает одно и то же. Не каждому дано остановиться, оглянуться и начать все с начала. Но нам делает честь другое: умение посмеяться – в том числе и над собой. Это тоже не каждому дано! Помните Мюнхгаузена? «Умное лицо – еще не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!..»

Одинаковые и разные

Как можно проигнорировать сей призыв, если некоторые фотографии воспринимаешь полноценными карикатурами? А иные достойны пересказа в популярном во все времена жанре анекдота: смотрит, к примеру, явно не отеческим взглядом пожилой военный на девушку, прикалывающую ему на китель георгиевскую ленточку – и работа не без ехидства сообщает: «не стареют душой ветераны». Разрыли посреди проезжей части коммунальщики гигантский котлован, на дне которого покоятся видавшие виды трубы – название фотки поясняет, что это «яма ЖКХ». Точно по мысли и эмоции. Как всегда, высокотехнично. И подобных перлов – множество, причем не только юмористического толка. До чего красива и, представьте себе, целомудренна обнаженная девушка на квасовской фотографии «Притягательность свежего сена» – ни в сказке сказать…

Три Михаила, объединенные высокопрофессиональным отношением к делу, разные в плане собственно творчества. Насколько разные – объяснил ведущий церемонии открытия, профессор Бронислав Табачников, объявивший выставку «событием очень серьезного культурного и социопсихологического значения». Потому что «сегодня фотография приобрела совершенно зашкаливающий характер».

– И чтобы в этой ситуации выделиться, привлечь внимание массового зрителя, нужно, конечно, большое мастерство, – констатировал Бронислав Яковлевич. – В чем завораживающий эффект работ трех Михаилов? Думаю, здесь есть три составляющих. Именно их фотография расширяет визуальное пространство настолько, что оно становится глубоким и всесторонним. Это, в сочетании с разной тематикой и богатством жанров – первое достижение, первая важнейшая черта выставки. Вторая: авторы дают нам возможность почувствовать, оценить и порой вобрать в себя разные стороны бытия. Как правило, это рождает у зрителя понимание ценности снятого на фотоаппарат. Третий момент: все трое жестко ориентированы на результат, на высокое художественное достижение. Но – каждый по-своему. Кирьянов – идеальный газетный репортер, беспрестанно ищущий. Квасов артистичен и эмоционален, и вместе с тем его творчество аккумулирует социальный опыт. Вязовой – рыцарь без страха и упрека, вездесущий летописец культурной жизни Воронежа, наиважнейших событий и дел, происходящих в нашем городе. Мастер композиции. Личность сколь активная, столь и обаятельная…

Баянистом можешь ты не быть…

Обаяния, добавим, не занимать и выставке в целом: свежие, действительно авторские творческие идеи всегда подкупают непосредственностью, открытостью, расположенностью к зрителю. И хорошо бы, по совету руководителя городского управления культуры Ивана Чухнова, продлить работу МММ – если не на Кирова, то на других городских площадках, пусть форматом поменьше. Хотя по факту требуется, наоборот, расширение выставочной территории; достойных снимков-претендентов на попадание в экспозицию оказалось гораздо больше, чем смог вместить выставочный зал. Поэтому пришлось оснастить его экраном, на котором демонстрируются фотографии, не попавшие на стены зала.

Под занавес не могу не вернуться к тому, с чего начала: пример наших замечательных авторов – другим наука. Эти люди состоялись в профессии и за ее пределами благодаря не только таланту, но и отношению к делу: вся троица требовательна к себе по максимуму. Принимая во внимание мнение зрителей, что естественно, мастера знают, однако, свои сильные стороны лучше всех. И куда расти дальше – знают тоже; предела совершенству нет. Если, конечно, ты умеешь вдохновляться обычной будничностью, не теряешь интереса к жизни, какой бы беспросветно проблемной она ни была. Это, опять-таки, и профессиональный подход к своему труду, и человеческий, сущностный выбор…

Короткая справочная ремарка: каждый из МММ спокойно мог стать не фотографом. Но… «Михаила Вязового, например, погубила страсть к перемене мест, леность характера и некоторая излишняя созерцательность, хотя он подавал серьезные надежды как хороший баянист! А Михаил Квасов? Ребенок из интеллигентной театральной семьи, правда, бунтарь и хиппи в одном флаконе... А Михаил Кирьянов вообще человек с высшим химическим образованием, спокойным доброжелательным нравом и склонностью к педагогике. Ан нет же, всех троих напрочь сгубила порочная связь с фотографией, и она же (зараза!) вывела их на большую дорогу фотожурналистики…»

Как говорится – не известно, что обрели бы музыка, театр и химическая отрасль, не покинь их три Михаила. А вот фотоискусство они точно обогатили – и не только воронежское.