Газета,
которая объединяет

Душе – о самом главном

В Воронеже выступила легенда русского рока
Рубрика: от
Автор:

Группа «ДДТ» – уникальное явление с солидной историей. Коллектив на четвертом десятке жизни звучит свежо и современно, без намеков на нафталин. А их крайний альбом «Иначе» многими поклонниками считается лучшей студийной работой за всю историю команды.

На днях в главном концертном зале сити-парка «Град» Event-Hall музыканты «ДДТ» сыграли одну из двух актуальных программ – «Сольник». Она по сравнению с другой – «Иначе» – более камерная, воздушная и лирическая. А за день до концерта группа во главе со своим бессменным фронтменом пообщалась с журналистами.

Квартира в залог

Легко догадаться, что основная масса вопросов адресовалась Юрию Шевчуку. «Берегу», однако, удалось выспросить кое-что интересное и у прочих «ддтшников». Так, вокалистка Алена Романова рассказала, что работает над сольной пластинкой. В чем ей помогает другой участник «ДДТ», клавишник Константин Шумайлов (известный по работе в питерском «Телевизоре»). Проект, по заверениям музыкантов, будет связан с этнической и фольклорной музыкой.

Трубач Иван Васильев, играющий джаз в составе «Иван Васильев Акустик Бэнд», заявил, что не берется судить о том, джазовый он музыкант или рокер: «Главное – быть музыкантом, а ярлыки ни к чему». Вопросы же, адресованные барабанщику Артему Мамаю, остались без внятных ответов. Было видно, что парень смущается: общаться с журналистами не привык. «Тема у нас – весь в музыке, с головой – пояснил Юрий Юлианович. – Он – из совершенно особых людей, не таких, как все…»

– В Воронеже мы давали «Иначе» два года назад, – начал пресс-конференцию Шевчук. – Это был один из первых концертов тура. Нас тогда трясло и колотило. Плюс ко всему – сломался один из проекторов во время выступления. Воронежская публика все выдержала, за что ей большая благодарность. Программа со скрипом, но пошла. А тот «Иначе», который мы играли вчера в Рязани – уже совсем другое дело, теперь все отскакивает от зубов. Проект очень дорогой: каждый концерт обходится в полтора миллиона рублей. Мы возим по городам больше трейлеров с аппаратурой, чем кто-либо. Ради этого в долги влезали серьезные, мне даже пришлось заложить квартиру; на карту было поставлено все.

Помощь «Ночлежке»

– В Воронеж вы привезли другую программу, «Сольник»…

– Да, здесь она впервые. На мой взгляд, «Сольник» не хуже «Иначе»: он просто другой. Хотя в этой программе тоже много звука и света. Плюс теплая атмосфера, старые и новые песни, много стихов. Программа живая, она постоянно меняется. Некоторые вещи уходят, другие – появляются. Поэтому, думаю, играть будем ее еще долго. А начали два года назад – с концерта в петербургской филармонии.

– Группа скоро приступит к записи нового альбома. Расскажите, каким он будет.

– Всю осень мы проездим по России, закончим гастрольный тур в Калининграде, где тоже надеемся дать «Иначе». А потом на целую зиму засядем в студии и будем писать альбом. Очень хочется выпустить диск весной. Он получается непохожим на предыдущий, он другой совсем. Не такой «хриплый», как «Иначе», намного легче. Как будет называться – пока неизвестно.

– Вы активно поддерживаете петербургский благотворительный фонд «Ночлежка». Почему?

– Это самый большой фонд, который занимается бездомными. В обществе нет правильного представления о бездом­ных: считается, что все они алкоголики и тунеядцы. А вы знаете, что в Петербурге 12 процентов людей без определенного места жительства – с высшим образованием? При том в одном Питере в середине нулевых насчитывалось 28 тысяч бездомных. Куча разных ситуаций: ну, вышел человек из дома, его ударили по голове, и память выключилась. Все! Многие теряют документы. Пить начинают потом, от безысходности. А «Ночлежка» – не просто место ночевки. Там лечат, спасают от алкоголизма и наркомании… Вообще, громко говорить о благотворительности – не совсем правильно. Но мы иногда это делаем, чтобы привлечь общественность. Недавно собрали неплохие деньги на адвокатов узникам Болотной площади; ребятам, которых несправедливо посадили, тоже очень нужна помощь.

«Голос» – это звучит!

– Следите за творчеством бывших участников группы?

– Конечно. Недавно у Доцы (экс-барабанщик «ДДТ» Игорь Доценко – авт.) был юбилей, мы неплохо последили за ним (улыбаетсяавт.). Там, за праздничным столом, бывшие «ддтшники» и встретились.

– А что чувствуете, когда вас называют «патриархом русского рока»?

– Умиляюсь… Ну какой из меня патриарх? Патриарх сейчас сидит на Первом канале, в программе «Голос». Вот он – да. У Александра Градского действительно была одна из первых рок-групп в стране, она называлась «Скоморохи». Играли этнический рок. Это было, по-моему, даже раньше «Веселых ребят».

– «Голос» видели по телевизору?

– Смотрел один выпуск. Дело в том, что Алену Романову мы «позаимствовали» из группы Zventa Sventana, где она поет с джазовой певицей Тиной Кузнецовой. Тина участвовала в «Голосе». Она поет здорово, в «ДДТ» в свое время приглашались и Алена, и Тина. Но Тина решила пойти другой дорогой. Увидеть ее по телевизору мне так и не удалось: ждал целую передачу – и не дождался.

– Могут ли такие передачи помочь таланту добиться успеха?

– Участие в подобных проектах абсолютно ничего не значит. Успех не от этого зависит. «В телевизоре» очень мало людей, которые сами себе пишут песни, а это – важнейший момент. А так, что ж – народ увидит по ящику, мама с папой в слезах, все здорово. Но не более того.

Хочется свежака

– Расскажите о концерте «Иначе» в Германии, в Эссене. Он ведь снимался с целью последующего выпуска на носителях. Какова судьба проекта?

– Сейчас доделываем звук фильма, который будет составлен из двух концертов «Иначе». Один из них – эссенский. До того мы снимались несколько раз – и, на мой взгляд, не получалось чего-то такого летящего, адекватного программе. А тут все сложилось. Мы выбрали очень крутую съемочную бригаду: они делали фильмы про Radiohead и Дэвида Боуи… Все лето провел с ними на монтаже, упарился. Получилась хорошая аудиоверсия всего этого дела; мы чуть-чуть не успели ее вам привезти. В ноябре должна появиться: это будет четырехдисковое издание – два с программой «Иначе» и еще два с песнями разных лет. Три часа живой концертной музыки, с ревом зала; этот «Иначе» мне нравится даже больше студийного. Когда пишешь альбом – постоянно думаешь о саунде. Находишься в поиске. А сейчас уже звук найден… Я вообще коллекционирую концерты, не альбомы – это и есть та реальность, которую может выдать группа. В студии же начинаешь заморачиваться, чего-то прибавлять-убавлять, мозг включается, где не надо. Леха (гитарист Алексей Федичев – авт.) запишет шестнадцать дорожек гитары, Костя (клавишник Константин Шумайлов – авт.) – двадцать пять дорожек клавиш. И все нравится! И как все сложить воедино? Караул! Но это интересно.

– Народ-то эти работы потом покупает? Диски и виниловые пластинки группы расходятся?

– Преимущественно на концертах и как сувенирная продукция. А так рынок (особенно рынок CD), конечно, мертв. Вот «ДДТ» два года назад переиздавали на компактах: выпустили лишь часть альбомов, руки не доходят до занятий архивами. Хотелось бы все сделать как следует. Но свежака хочется еще больше.

– Концерты «ДДТ» продолжительнее по времени, чем у других групп. Почему?

– Потому что у нас иные задачи. Нам важно не дать «одежку из хитов», а достучаться до людей. Чтобы они ушли с другими глазами. Искусство начинается именно здесь. Процесс непростой: нужно установить контакт. Это то, чем славен русский театр, хорошее кино… Хочется быть на таком уровне.

Стихи и новинки

Тот самый уровень явственно продемонстрировал последующий концерт. Начав со стихотворения «Проводник», во время чтения которого Юрий Юлианович прошелся по залу и поприветствовал публику рукопожатиями, «ДДТ» следом выдали цикл тихих и пронзительных песен. Которые тем не менее нельзя назвать простыми: коллектив поработал над материалом как следует. Результат – даже самые незатейливые мелодии вышли прекрасно аранжированными. В программу, кстати, вошла масса замечательных новинок.

К середине сета «ДДТ» стали «раскачиваться» и напоминать ту бронебойную альтернативно-роковую команду, которая выдала два года назад в Воронеже «Иначе». Пару песен из этого альбома, кстати, сыграли и в этот раз: «Солнечный свет» и «Напиши мне, напиши»; правда, предстали они в облегченном варианте. Довольно много вещей звучали не так, как их «альбомные» двойники; изрядно удивили, к примеру, «Ты не один» и «Просвистела».

Каждый «ддтшник» в рамках «Сольника» имел возможность продемонстрировать нечто свое, сольное. Несправедливо выделять кого-либо: все – мегаталантливы.

«Грейтест хитс», которые, конечно, народ жаждал заполучить, исполнили. «Осенний» цикл, «Родина», «Это все» традиционно закрывали концерт группы. На них волшебство достигло апогея. И люди уходили действительно с другими глазами – ровно так, как и обещал Юрий Шевчук.