Хорошо забытые старые
Более чем полуметровые куклы работы воронежского мастера Натальи Скрипниковой сделали обитаемой таинственную территорию старинного замка в Рамони. С недавних пор четыре рукотворных персонажа встречают гостей раритетного сооружения на правах старых хозяев; оно ведь и исторически все сходится…
Автор рассказала, что на этапе возникновения замысел – увековечить членов сановной династии Ольденбургских в портретных куклах – был волонтерским. Но счастливый случай по имени Интернет вовремя снабдил полезной информацией: региональное правительство распределяет гранты на значимые проекты в сфере культуры. Наталья, экономист по образованию и художник по своей творческой сути, воспользовалась потенциальным шансом. И он – удивительное рядом! – перестал быть потенциальным: полученный грант в сто тысяч рублей «оплатил» расходы на «рождение» новых обитателей замка.
Самый известный в наших палестинах представитель семьи Ольденбургских – принцесса Евгения Максимилиановна – не могла, естественно, не попасть в династийную экспозицию. Рядом – супруг, принц Александр Петрович, сын их Петр и его жена Ольга, сестра императора Николая II. На каждую куклу пришлось по полтора месяца работы – и вот величественная четверка «в строю». Под обязательной защитой – в футлярах из стекла.
Лица и руки кукол – из специального пластика, одежда скопирована с исторических фотодокументов и книг. Естественно, соответствующая образам: деятельная принцесса Евгения, предпочитавшая рабочую одежду, обряжена в бежевую плащевку полумужского покроя, Александр и Петр «щеголяют» в мундирах, а утонченная, женственная Ольга одета в белоснежное кружевное платье.
Стиль диктовала эпоха – ее воспроизведение, думается, не менее важно и ценно, чем собственно скульптурные портреты. Ведь кукольные Ольденбургские в будущем планируются экспонатами большой предметной дворцовой экспозиции – как ее составная часть. Возможно – самая зрелищная.
Что же касается фактического сходства произведений Скрипниковой с живыми, конкретными людьми – внешность своих героев мастерица воспроизводила по фотографиям, которые смогла найти. «Меньше всего, – делилась с журналистами, – сохранилось снимков Петра, нашла всего штук семь. Причем большинство – коллективные. Помогло то, что существует рукописный портрет Петра в цвете – он явился существенным подспорьем в работе».