Газета,
которая объединяет

Проходит как хозяин?

«Русский марш» в Воронеже: что это было

Помня о том, что русские редко собираются к назначенному времени, организаторы «Русского марша» отвели на сбор у ВГУ (Университетская площадь) целых полтора часа: 4 ноября с 12.30 до 14.00.

Однако большинство участников пришли в первые полчаса, так что у подошедших загодя журналистов и прочих зевак было не меньше часа, чтобы освоиться в компании «националистов».

Единое ополчение

Креативно-оппозиционная часть общества предпочитает демонизировать националистов едва ли не больше, чем «путинский режим». И как все демонизаторы, конечно, перебарщивает. Во всяком случае, участники воронежского «Русского марша» показали себя приличными и дисциплинированными людьми, которые способны более часа ожидать главного действия.

Более того, в этот раз русские националисты продемонстрировали (в отличие, скажем, от русских демократов и либералов), что они способны объединяться. Если в 2012 году прошли сразу два маленьких марша: один организовал «Народный собор» под началом юриста Евгения Мазепина, а другой – «Народное ополчение имени Минина и Пожарского» под руководством Александра Мосолова, то в 2013-м русские не стали распыляться. Все собрались в одном месте. «Народный собор», «Народное ополчение Минина и Пожарского», «Отдельный дивизион», «Зеленая лента», другие организации.

Молодые и трезвые

В ожидании начала мероприятия разговоры велись на самые разные темы – об общих знакомых, о политике, об истории России и, кстати, о здоровом образе жизни. На «Марше» спиртное не поощряется, блюли это правило или нет, но ни один диспут не перешел в горячий спор. Пожалуй, самый высокий градус дискуссии пришелся на разговор с двумя активными бабушками. Они вошли в толпу молодежи с вопросом: «Это кто здесь собрались, те, что в Бога не верят?» – «Нет, – поясняли бабушкам. – Это «Русский марш». Здесь и православные, и атеисты, и социалисты».

Если конфессиональная ранжированность собравшихся была разнообразной, то гендерный состав оказался практически монолитным: 90 процентов участников «Марша» выглядели молодыми людьми до 30 лет. Тоже своего рода уникальный факт для общественного мероприятия. Девушки встречались немного реже, но были и дети с родителями.

Представители полиции (надо отметить, весьма малочисленный контингент) ждали начала акции в отдалении, с учетом намеченного для РМ маршрута. Организаторы шествия, как обычно, завышали число собравшихся, говоря о 1,5 тысячи человек, на самом деле в РМ приняли участие не более (если не менее) половины от этого числа.

Одни за весь Воронеж

Под барабанный бой «Русский марш» направился от ВГУ направо, по улице Карла Маркса до проспекта Революции, и по проспекту до Советской площади. Ломаная такая вышла линия движения. Структурно РМ состоял из двух блоков: коробка «Народного собора» впереди, остальные националисты самых разных толков – за ней. Транспарант «Народный фронт освобождения России», черносотенные и имперские флаги. На одном баннере были упомянуты «Герои Русского Сопротивления» – два молодых человека, один из которых выстрелом убит на улице, другой – либо убит, либо покончил с собой в тюрьме. Другой баннер требовал освободить полковника Квачкова, обвиненного в организации вооруженного мятежа.

Скандировали: «Один для всех и все за одного!», «Слава России! Слава победе!», «Мы – русские!», «Воронеж – русский город». Среди озвученных целей РМ – отмена статьи 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), получившей название «русская статья».

В этом году в «Русском марше» впервые участвовала созданная в начале года Русская палата и «Культурный фронт», развернувший в Воронеже активные действия. Впрочем, видимой численности эти организации РМ не добавили. Зато их лидеры – доктор наук Дмитрий Нечаев и актер театра оперы и балета Александр Назаров – выступили на митинге с пламенными речами. Нечаев предложил сделать власть в регионе русской. Аплодисменты. Актер Назаров клеймил «либеральные ценности развратников», призывал к защите русской истории и искусства. Его искусство декламации также было оценено рукоплесканиями, только – пожиже.

Лидеры «Русского марша» отмечали, что «решение работать сообща поможет укреплению прав русского народа».

– Думаю, скоро межэтнических столкновений станет меньше, потому что их всегда провоцировали те, кто не видел на русской земле реального хозяина, – транслировал желаемое как действительное Евгений Мазепин.

Реальный хозяин всегда лучше, чем нереальный, спору нет. На данный же момент можно констатировать, что русские националисты стали «хозяевами» праздника 4 ноября. Других сопоставимых с РМ по масштабам и резонансу общественных акций в этот день в Воронеже, как и по всей стране – не наблюдалось.