С чувством и толком
Сколько хожу по художественным выставкам – столько отмечаю: иной
этюд способен рассказать зрителю больше, чем картина, с прицелом на которую он
появился на свет. Вспомогательная, по определению, миниатюра, предваряющая
написание «настоящей», крупноформатной живописи, часто глубока и
самодостаточна.
Константин Финаков специализируется на пейзаже – давно и успешно. А пейзаж, как известно – самое благодатное поле для этюда. Касаемо роли которого художник со мной солидарен.
– Этюд, являющийся необходимым этапом работы, может быть и самостоятельным жанром, видом творчества, требующим от художника мобильности, отбора в композиции, внимания к цветовому состоянию мотива, – уверен Константин.
Кроме всего прочего, обычно этюды (лично для меня) – свежее, чем окончательные произведения. В которых, бывает, пропадает та благословенная непосредственность, которой дышал этюд – сплошь и рядом. Специалисты в таких случаях говорят, что картину художник «записал». И, получается, умертвил. Автору, что естественно, хочется совершенства в технике. Но, как ни печально, в погоне за ней куда-то уходит чувство.
К работам Финакова, экспонирующимся в Доме актера, комплименты в адрес этюда как такового относятся сполна. Его разработки – грамотные, старательно и с любовью сделанные вещи, показывающие родную среднерусскую природу. Фактуры в этих эскизах хватает, эмоций, авторского отношения к изображению на холсте – тоже. Вот и получается старая песня на новый лад: видение художника не «выламывается» за пределы традиционной живописи, но без особого труда отстаивает свою самостоятельность.