Газета,
которая объединяет

Сергей Никоненко: «Зачем нам Шукшин? У нас теперь Гай Германика!»

Рубрика: Культура№ 129 (1703) от

Сразу по приезде большой любитель творчества Есенина и основатель культурного центра поэта в Москве Сергей Никоненко отправился в музей Есенина на Донбасской.

– С основателем вашего музея, Егором Ивановичем Ивановым, мы знакомы давно. Встречались в селе Константиново и даже договорились, что как-нибудь я приеду в Воронеж и проведу здесь есенинский вечер. Так что есть надежда, что будем сотрудничать. Музей Егора Ивановича мне понравился – очень хороший, с любовью сделанный.

– А второй наш музей, так называемый народный, который предприниматель Бубнов сделал, вы посещали?

– Мне достаточно одного. Два музея в день – много. А вот памятник видел, подходил к нему.

– Он отчасти благодаря Сергею Безрукову у нас появился. Он же тоже большой любитель Есенина. Вы общаетесь?

– Общаемся, конечно. Он очень хорошо, скажу я вам, сыграл Есенина в театре. Это была совершенно удивительная работа. Не случайно ему дали Госпремию за эту работу. Мне, может быть, не совсем понравился сам спектакль, драматургия, но Сережа был настолько трепетным, живым, настолько вовлекал зрителя в свою игру, что сумел погасить все недостатки этого спектакля. А вот фильм мне не понравился. Там было много неточностей, много вранья. Никогда, к примеру, Есенин не дрался с Пастернаком. А там показали просто безобразную драку, о которой даже не прилично рассказать. А какие выражения там произносятся… Если бы Есенин дрался, никогда бы Пастернак не сказал о нем таких замечательных слов, которыми в моем музее встречают посетителей: «Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею!» Выше не скажешь! Один из лучших поэтов XX века признался ему не только в любви, но и определил место на русском Парнасе, наверное, первое…

– Сергей Петрович, вы все время сидите в жюри на российских кинофестивалях. А почему у нас кино-то такое плохое? Посмотреть нечего, честно говоря, в последнее время.

– Я не знаю, как ответить на этот вопрос, поэтому просто приведу пример. Я сейчас как актер заканчиваю сниматься в 217-й роли – в Петербурге. Завтра приеду в Москву, послезавтра у меня в Нижнем Новгороде творческий вечер – программа «Божья дудка». Там я читаю Есенина и Шукшина. И не случайно Шукшин-то! Я и у самого Василия Шукшина снимался в картине «Странные люди», при его жизни был утвержден и на главную роль в фильме «Земляки»… Его не стало, и я снял в 1988 году «Елки-палки», а 10 лет назад вышла картина «А поутру они проснулись».

И вот я на встречу 2014 года, в котором исполнится 85 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина и 40 лет как закончился его земной путь, предложил на экспертной комиссии при Министерстве культуры как-то отметить эти даты. Я сказал, что хочу снять картину по его рассказам «Охота жить», «Осенью» и «Билетик на второй сеанс». Я все это высказал, а на следующий день объявили результаты. Практически единогласно экспертная комиссия проголосовала против Василия Макаровича Шукшина. Лишь один человек встал и сказал: «Ребят, опомнитесь, святое дело предлагает Сергей Петрович Никоненко!» Я не понимаю, почему такая реакция? Надо же отметить эти даты! И картина его последняя увешана вся призами на разных фестивалях – за режиссуру главный приз, гран-при, приз зрительских симпатий, за роли артистам дали призы... А кого же единогласно пропустили? Гай Германику! А вы меня спрашиваете, почему у нас такое кино. Я вам ответить на этот вопрос не могу.

– Сергей Петрович, недавно вы снялись в картине «Одноклассники.RU». Расскажите об этом поподробнее…

– Они меня уговорили сняться, я не знаю, что из этого получится. Там у меня малюсенькая роль-то! Я даже не знаю, все ли войдет или обрежут.

– Там еще Собчак и Фриске снимались…

– Этих я не знаю. Я с Федей Бондарчуком снимался. И еще с какими-то молодыми ребятами, которых тоже не знаю. А Федор мне показался уже созревшим художником. Все хочу посмотреть «Сталинград», никак не могу выкроить время.

– В начале декабря вы поедете в Екатеринбург, на фестиваль «В кругу друзей». Там будет Орнелла Мути. Будете общаться?

– Помню, лет 30 назад мы вместе с ней гримировались на «Мосфильме». Она безумно хороша была! Сейчас, наверное, уже не очень... Моя жена лучше!

Дарья ОБУХОВА