Газета,
которая объединяет

Укротитель пространства

В Воронеже с успехом прошли «Дни Юрия Купера»
Рубрика: Культура№ 131 (1705) от
Автор: Анна Жидких

Один из самых именитых современных отечественных художников Юрий Купер – личность во всех смыслах масштабная. Доказать справедливость этого утверждения был призван проект «Дни Юрия Купера» в Воронеже. Реализовали его на днях, а долго ли продержится резонансное «эхо» – покажет время.

Главным событием проекта загодя представлялась персональная выставка Купера в областном художественном музее им. Крамского. Концерт «Темная ночь», который на следующий после ее открытия день Юрий Леонидович дал в помещении театра им. Алексея Кольцова – уже история. Тогда как выставка – пока еще сегодняшний день. И завтрашний тоже: она проработает до 12 января.

В стертой гамме

Воронежская «драма» для выступления Купера-певца (который еще и стихи пишет, и пьесы тоже) была выбрана не случайно: оформил новое здание именно Юрий Леонидович. Тот, кто уже имел возможность рассмотреть «кольцовские» интерьеры, без труда найдет точки их соприкосновения с работами, которые нынче демонстрируются в музее. Та же холодноватая стилистическая сдержанность, «ледяная» красота, те же «жемчужные», как бы исподволь проступающие эффекты.

Около трех десятков произведений – живопись, графика, разножанровые работы в смешанной технике – объединены в экспозицию под названием «Черное, как ваша земля». Не такое уж, однако, оно и черное; скорее – серое. Когда автора спросили, почему он активно эксплуатирует «стертую» гамму, тот отреагировал, надо сказать, предсказуемо: «Если б я рисовал красным – вы спросили бы, почему именно красным…» Естественно, спросили бы; эстетические пристрастия художника – путеводная звезда его творчества. Многое в нем объясняющая.

Первое слово, которое приходит в голову при знакомстве с работами Юрия Купера – изысканность. Особенно четко она проявляется в сочетании несочетаемого: хрупкий цветок на монументальной поверхности – чисто единство и борьба противоположностей. Которые, как известно, притягиваются друг к другу. И до чего грациозно, утонченно, по-хорошему театрально.

Театральность произведений Купера перекликается с их интеллектуальной наполненностью: то, что автор много чего видел и читал, – дело очевидное. Уже одного этого немало по нашим временам, когда неучи претендуют на открытия мирового уровня.

Традиционно и молодо

На счету Юрия Купера более пятидесяти персональных выставок на таких престижных площадках, как Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, нью-йоркский «Метрополитен», парижская галерея «Клод-Бернар», галерея Яна Кружье в Женеве и другие. Сценография спектакля «Борис Годунов» в Большом театре в постановке Александра Сокурова была номинирована на премию «Золотая маска» (2008). Интерьеры, книжные иллюстрации, инсталляции, скульптурные и живописно-объемные работы – это все художник Юрий Купер.

Об умении мастера работать с пространством и создавать архитектурный мир говорил ректор ВГАИ Эдуард Бояков. И восхищался способностью Купера соединять в своем творчестве традиционное, глубокое, земельное с чем-то сегодняшним, очень живым и очень молодым.

– Юрий Леонидович умеет дарить людям потрясающее ощущение причастности к тому или иному пространству – независимо от того, работает он или просто общается с человеком. Пить чай и смотреть футбол с ним так же приятно, как и находиться в пространстве выставки…

Журналистов очень интересовало, что скрывается за определением «смешанная техника», обозначенным на подписях ко многим выставочным работам. Автор был немногословен:

– Шелкография на металле, сверху живопись. Есть здесь живопись на стекле, коллаж, офорты… Много всякого. Не все мои работы такого же большого формата, как те, что попали в экспозицию – маленькие тоже есть. Как правило, все они – монохромные; я не люблю яркую живопись. Не мое.

Тоже показатель, да: когда человек определился, что есть «его», это как раз и говорит о личностной состоятельности. Не только творческой – человеческой тоже. В первую очередь.