Газета,
которая объединяет

Бездушная яма

Тело пропавшего мальчика из Борисоглебска нашли в мазуте
Рубрика: от
Автор:

Гибель семилетнего Димы Володина из Борисоглебска потрясла многих. После двух недель поисков его тело вытащили из ямы с мазутом. Что стало причиной трагедии: детские шалости или криминал? Словом, вопросов еще остается много и ко многим. Корреспонденты «Берега» на месте попытались разобраться: что произошло с Димой и как с ним случилась беда.

Напомним: ученик 1 класса школы №4 города Борисоглебска Дима Володин пропал 11 ноября. Мальчик около двух часов пополудни попросил у родителей разрешения проводить одноклассницу Аню до остановки возле дорожного техникума. Где-то в половине третьего дети расстались – Дима пошел домой. И как сквозь землю провалился.

Камеры наблюдения близлежащей автомойки зафиксировали лишь то, как дети шли вместе к остановке.

Тело мальчика обнаружили в понедельник между 14 и 15 часами в затоне с мазутом на улице Дорожная, – рассказал нам Роман Никольский, начальник полиции ОВД по Борисоглебску.

Яма для складирования битума и мазута появилась на этом месте не вчера. Раньше, как рассказал полицейский, здесь проходили железнодорожные пути – мазут сюда сливали железнодорожники… Но вот кто сейчас одну из этих ям превратил в хранилище для горючего, взрывоопасного вещества – вопрос. После трагедии желающих признать эту землю и затоны своей собственностью пока не нашлось.

В наше цивилизованное время этот злополучный затон с горючим веществом глубиной в 6-8 метров был чуть-чуть прикрыт ветками, невысоко обложен бетоном и частично – кирпичной кладкой. Никакого ограждения, предупреждающих знаков нет и близко! В трех метрах от затона – пешеходная дорога, неподалеку – техникум и жилые дома.

Яма сразу привлекла внимание добровольцев. В этом самом затоне в начале поисков волонтеры, помогавшие разыскивать Диму, увидели мертвых животных…

– Когда мы только приехали и начали общаться с жителями Борисоглебска – горожане указали нам на эту пропасть и просили нас... избавить их от нее! – рассказал Алексей. – Между тем в мэрии даже не в курсе, где эта яма находится.

В первый день поисков эту пропасть проверили правоохранители и спасатели – баграми. Но содержимое затона сильно загустело.

– Все понимали, – рассказывает Роман Никольский, – затон надо откачивать. Мы обратились к предпринимателям с просьбой предоставить нам технику. Бизнесмены лишь руками разводили – мол, такого оборудования в городе нет. Искали две недели. И вот только 25 ноября одно из городских предприятий выделило нам два тэна – чтобы привести массу в яме в жидкое состояние, и оборудование, чтоб откачать жидкость…

Ищут пожарные, ищет милиция

Версию с несчастным случаем на опасных объектах правоохранители прорабатывали сразу же – как только поступил «сигнал тревоги».

– Первым делом полицейские и сотрудники МЧС начали прочесывать территорию, исследовали катакомбы, заброшенные здания, теплотрассы, колодцы, стройки. Подключили к работе кинологов, – рассказал корреспонденту «Берега» Роман Никольский. – Но родители обратились к полицейским часов через 6-7 после пропажи ребенка. А собаки могут эффективно сработать только в течение трех часов после оставления следа.

Было возбуждено уголовное дело по статье «Убийство» – использовать эту статью, как пояснили правоохранители, обычная практика при исчезновении детей. Опасные объекты, по словам полицейских, обследовали каждый день, ребенка искали даже в соседних областях и районах. Отрабатывали абсолютно все версии – и те, что казались невероятными. Правоохранители проверили всех людей, которые видели ребенка и общались с ним в день трагедии. И даже предложили неизвестным похитителям освобождение от уголовного наказания за возвращение мальчика. Тщательно проверяли причастность родных Димы к его гибели. Близкие ребенка даже пожаловались нам на чрезмерную ретивость правоохранителей...

При всем этом про семью плохого не говорили.

– Ее нельзя назвать неблагополучной, – прокомментировал начальник отделения по делам несовершеннолетних Владислав Королев, – жалоб на родителей ни со стороны педагогов, ни со стороны горожан никогда не было. Впрочем, подозрения с семьи были сняты еще до того, как нашли тело мальчика…

В сложных условиях пришлось работать и волонтерам.

– Странно, что на поиски мальчика из Воронежа прибыли единицы. Откликнулись ребята из других городов. Поиски осложнялись тем, что волонтеры не могли находиться на территории города постоянно – просто потому, что они «не местные». Правда, одна семья согласилась разместить добровольцев у себя. Со стороны предпринимателей мы тоже не нашли поддержки, когда просили финансовой и технической помощи – транспортные расходы получались огромными, а для качественной работы нужна спецтехника, – поделился с нами своими впечатлениями воронежский волонтер Алексей Новиков.

Пропасть бездушия

Итак, что случилось в этот злополучный день? Корреспонденты «Берега» прошли путь следования ребенка – от перекрестка улиц Дорожная и Матросовская до остановки возле техникума и обратно. Рядом – учебное заведение, подальше – многоэтажки. Надо понимать, что с них местность просматривается хорошо. Однако правоохранители обошли жителей округи – выяснилось, что никто ничего не видел. Или не хотел видеть...

– Результаты экспертизы показали: ребенок умер от утопления, других повреждений и травм на теле не обнаружено, – комментирует Сергей Глазьев, старший помощник руководителя Следственного комитета по Воронежской области.

Потому следователи работают теперь в другом направлении. Криминальные версии не рассматриваются. Правоохранители ищут виновных: выясняют, кому принадлежал этот участок земли и затон.

Тем не менее вопросов остается немало. Например, почему мальчик, возвращаясь другой дорогой, свернул с тропинки и направился к «затону» – что (или кто) его привлекло туда? Мальчик полез в пропасть сам, скажем, увидев кошку, которую позже нашли в этой же яме? Или кто-то помог ему оказаться в «затоне»? Спровоцировал? Тогда возникает и другой вопрос – это были детские шалости и глупые шутки или все же умышленные преступные действия?

Последнюю версию правоохранители, похоже, отметают. Тем более, родители мальчика говорят, что ни с кем в городе семья не конфликтовала. Но теоретически и это могло случиться. И потом, если мальчик оказался у ямы сам и начал тонуть – почему никто не слышал? Жители утверждают, что раньше в эту яму люди попадали – но их удавалось спасти.

– А здесь получается, что ребенок кричал, и ему никто не пришел на помощь? – недоумевает Алексей Новиков.

Тому, что ребенка не услышали средь бела дня, доброволец не верит. Он сам работал рядом с «затоном» и утверждает, что ему были слышны даже голоса возле техникума (это минутах в 10-15 ходьбы от места происшествия). Добавим: на улицах действительно хорошая слышимость – ей в этом месте не мешает шум от автодорог.

И самый главный вопрос – откуда в городе ямы с мазутом и другие «капканы», почему они в открытом доступе? Опасных объектов, по наблюдению волонтеров, в Борисоглебске немало – так, что горе может случиться и с малышами, и со взрослыми.

– Катакомбы, стройки, разрушенные здания… Все это разбросано по городу в хаотичном порядке. Ни одно опасное место не обнесено забором, никак не охраняется, никаких знаков, что здесь опасно – нет! Почему так?– возмущается Алексей Новиков.

Мы адресовали этот вопрос представителям администрации Борисоглебска. Там пояснили, что земля, мол, принадлежит Минобороны, и делать ничего администрация там не могла.

Однако, как мы знаем, согласно закону о местном самоуправлении участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа относится к ведению администрации городского округа. И потому чиновникам следовало бы связаться с собственниками и просить их либо ликвидировать яму с мазутом, либо закрыть доступ к опасному затону.

Сейчас всем выгодно заявлять – мол, мы ни при чем, это не наше, – говорит Сергей Глазьев. – Однако вопрос о причастности выяснят следователи. В рамках следствия будет дана оценка действиям или бездействию должностных лиц и собственника территории. Виновные будут однозначно привлечены к ответственности.

Ситуация с расследованием трагического события в Борисоглебске находится на особом контроле и у региональных властей. «Органам следствия будет оказана необходимая поддержка для установления лиц, виновных в трагедии», – сообщили в облправительстве.

От редакции добавим, что родителям погибшего мальчика стоит в судебном порядке наказать нерадивых чиновников рублем. Да и правоохранительным органам, потратившим на поиски немало средств, тоже.

Кстати

Завсегдатаи Всемирной сети из Борисоглебска уже не раз поднимали вопрос об опасных объектах на территории города. В частности, этой теме на форуме Борисоглебск Online посвящен целый раздел. В нем горожане размещали фото опасных мест с описаниями и адресами. И надо так понимать, что форумчане обращались в администрацию города и рассказывали об опасностях.